100 фактов о Вагайском районе.
В Вагайском районе существовала узкоколейная железная дорога.
Супринская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — с. Супра. Длина ее была 32 км.
Согласно отчетам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Принадлежала Дубровинскому леспромхозу.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации – 1970-е годы.
Еще одна узкоколейка имела путь Заводоуковск – Комсомольский (Заводоуковский район) – Тумашевский – ст. Дорожный участок 24 км. – ст. Тропинская – Лебедевка – ст. Лесная (с. Лесное, Юргинский район) – Сосновка – Новый Тап – Малиновка (Аромашевский район) – п. Комсомольский (Вагайский район).
В 30-годы прошлого века было принято решение о строительстве силами заключенных железнодорожной ветки, которая бы соединила станцию Заводоуковскую с основными населенными пунктами леспромхоза, а затем продолжилась до Тобольска. Расстояние между конечными пунктами должно было составлять примерно 250 км.
До 1941 года дорогу удалось проложить до поселка Уварыш (35 км), в дальнейшем дорогу довели до 102 км около поселка Новый Тап, где строительство пришлось остановить – впереди оказались непроходимые болота. С этого времени дорогу стали называть Таповской.
В 1948 году образуется Вагайский леспромхоз. В 1952 году образуются Комсомольский, Первомайский, Боровской лесозаготовительные участки на базе действующих мастерских участков. Ближайшие мастерские участки к поселку Комсомольский (тогда его называли Новостройка) были Плотинский, Истяцкий, Байдуганский, Щучинский. С открытием УЖД (1969 г.) появилась возможности грузить заготовленную и вывезенную с мест рубок древесину в железнодорожные составы в поселке Комсомольский, до этого лес сплавляли.
В конце 60-х годов сплав был прекращен в виду истощения хвойной сырьевой базы. Вагайский леспромхоз (управление находилось в п. Кордон) был переориентирован на заготовку древесины лиственных пород и вошел в состав Заводоуковского леспромхоза. Первомайский и Боровской лесопункты вывозили лес лесовозами на базе МАЗ-500, которые со временем заменили на лесовозы КрАЗ (дорога до сих пор так и называется – МАЗОВСКАЯ). Комсомольский лесопункт отгружал лес кабель-краном КК-20 на ж.д. сцепы Дымкульской УЖД. Конечным пунктом вывозки был Сосновский нижний склад (п. Новый Тап). В начале 70-х, в следствие ухода лесозаготовок на острова и вывозки леса по зимникам, в п. Комсомольский был построен буферный склад, и все лесопункты в зимний период вывозили лес туда. Здесь лес складировался и затем круглый год отгружался по УЖД в Новый Тап.
На пике развития (1970-80-е годы) протяженность узкоколейной железной дороги составляла свыше 150 километров. Протяженность магистрали, пролегавшей по направлению Новый Тап — Комсомольский, составляла 96 километров. Ветки в большинстве топографических карт не обозначались.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1990-х годах.
По материалам интернет ресурсов.