Понедельник, Ноябрь 25, 2024
Общество

35 лет в профессии

Изучение музыки в системе дополнительного образования помогает развить такие качества личности как, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, самостоятельность, пунктуальность и смелость. Грамотная работа педагогов дополнительного образования помогает развить таланты детей, выявить способности, что положительно сказывается на самооценке, а порой открывает перспективы  для выбора будущей профессии.

О своей работе с обозревателем редакции поделилась педагог МАУДОД «ВЦСТ» музыкального направления Суфия Раульевна Чанбаева. У нее занимается 18 учеников, девять из которых обучаются по классу «Классическая гитара», восемь детей – по классу «Фортепиано», и одна ученица учится играть на домре. Суфия Раульевна посвятила своей деятельности 35 лет. За ее плечами не один десяток выпускников, которыми она гордится. Наглядно видно, как с особым старанием она проводит каждое занятие с учениками. Как педагог художественно-эстетической направленности она старается к каждому находить индивидуальный подход и уделять должное внимание.

— Как поменялся привычный процесс работы во время пандемии?

— Спасибо родителям учеников, которые во время эпидемиологических мер взяли под свой контроль повторение изученного. Я предложила два варианта занятий с детьми. Первый – дистанционные занятия в формате онлайн, второй вариант – обмен видеоматериалами. Общим решением остановились на последнем варианте. Особенно легко это давалось с ребятами из младших групп, у которых небольшие произведения. Замечания были, но не столь весомые. У старших групп были произведения с более высокой нагрузкой. В дальнейшем из-за загруженности детей в школе мы перестроились на новый формат в режиме онлайн. Учащиеся осваивали материал самостоятельно, после чего получали задания и проверочные вопросы. Уроки «сольфеджио» проводились путем рассылки видеоурока, в котором проигрывалась композиция в виде диктанта, в ответ учащиеся высылали фото нотных тетрадей с ответами. Постепенно мы привыкли к такой форме обучения. Если честно, меня тревожило, что интерес к занятиям пропадет, но ребята активно занимались дома, искали произведения, чтобы играть для себя. Более налаженной система онлайн-обучения стала осенью.

— Какие методики обучения используете в работе?

— Для младших групп важны освоение нотной грамоты, развитие музыкального слуха и приобщение ученика к коллективной форме игры. Не менее важно вовлечение ребенка в область художественного творчества и выявление его индивидуальных способностей. Для средних групп главное – воспитать внимание к качеству звуковой, ритмической и  динамической стороны исполнения. С каждым учеником стараемся развивать музыкально-исполнительские способности, технику и аппликатурные навыки. В старших классах усиливается требование владения различными видами техники: мелкая, крупная, аккордовая и др. Умение использовать творческие способности, колоритность звучания, выразительность и артистичное исполнение виртуозного характера плодотворно влияют на музыкальное развитие детей.

— Какая система отбора учеников используется при поступлении?

— При приеме на обучение даются творческие задания, позволяющие определить наличие  музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. В процессе обучения, обращаем внимание на поддержание учебной дисциплины, организацию регулярных домашних заданий, повышение уровня усвоения учебного материала и выявляем отношение к предмету обучения.

— Как часто проводятся отчетные концерты?
— На отчетных концертах учащиеся выступают в присутствии родителей, обучающихся и других зрителей. Они проводятся не менее двух раз в год. Первый – по результатам работы в первом полугодии, второй – в конце учебного года. Выступления учащихся осуществляются с целью контроля освоения программ в области музыкального искусства в соответствии с требованиями. Также воспитанники должны уметь продемонстрировать знания по предметам «Музыкальная литература» и «Сольфеджио». Учащиеся изучают творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов, музыкальные произведения и периоды развития музыкального искусства, а также необходимый теоретический материал для восприятия на слух мелодий и аккордов. Полученные знания стараемся закрепить с помощью проведения  музыкальных викторин и конкурсов в рамках класса.

— Каких достижений добились учащиеся и выпускники?
— Несмотря на то, что это музыкальный кружок, мы стараемся заниматься  на уровне музыкальной школы. Это  дает нам возможность участвовать в различных музыкальных конкурсах,проводимых в детских школах искусств. На конкурсы мои ученики, теперь уже выпускники, начали выезжать еще с 2010 года, учились и набирались опыта. А с 2013 года, ежегодно участвуя в зональных, областных, всероссийских и международных конкурсах, становились лауреатами первой, второй и третьей степеней, дипломантами и даже получали Гран-при. Этих высот добились выпускники Дарья Просвиркина, Азат Абдуллин, Александр Кусков, Роман Марганов, Илья Башаров, Айрат Абдуллин и Дмитрий Ключка. Нынешние ученики стараются не отставать и добиваются достойных результатов на областных конкурсах. Важную роль играет заинтересованность родителей в том, чтобы дети развивались и принимали активное участие в жизни класса.

На вопрос: «Что повлияло на решение стать музыкальным преподавателем?», Суфия Раульевна рассказала, что еще в детстве ей нравилось учиться в детской музыкальной школе г. Салехарда. После окончания педагог посоветовала поступить в музыкальное училище. Сейчас своими знаниями она с радостью делится с учениками. Ведь они приобретают не только навыки игры на инструменте, знакомятся с шедеврами классической музыки, но и учатся любить и понимать истинно прекрасное в искусстве, при этом происходит творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие ученика.

Учащиеся музыкального направления показывают хорошие результаты, дипломанты третьей степени конкурса «Таланты Тюменского края» в октябре 2019 года и лауреаты второй степени в зональном фестивале-конкурсе «Ишимская мозайка» в марте 2020 года. Эти и многие другие награды украшают уголок перед классом, откуда доносятся живые мелодии.


Беседовала
Вероника ЖДАНОВА