35 лет в профессии
Изучение музыки в системе дополнительного образования помогает развить такие качества личности как, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, самостоятельность, пунктуальность и смелость. Грамотная работа педагогов дополнительного образования помогает развить таланты детей, выявить способности, что положительно сказывается на самооценке, а порой открывает перспективы для выбора будущей профессии.
О своей работе с
обозревателем редакции поделилась педагог МАУДОД «ВЦСТ» музыкального направления
Суфия Раульевна Чанбаева. У нее занимается 18
учеников, девять из которых обучаются по классу «Классическая гитара», восемь
детей – по классу «Фортепиано», и одна ученица учится играть на домре. Суфия Раульевна посвятила своей деятельности 35 лет. За ее плечами не
один десяток выпускников, которыми она гордится. Наглядно видно, как с особым
старанием она проводит каждое занятие с учениками. Как педагог художественно-эстетической
направленности она старается к каждому находить индивидуальный подход и уделять
должное внимание.
— Как поменялся привычный процесс работы во время пандемии?
— Спасибо родителям учеников, которые во
время эпидемиологических мер взяли под свой контроль повторение изученного. Я
предложила два варианта занятий с детьми. Первый – дистанционные занятия в
формате онлайн, второй вариант – обмен видеоматериалами. Общим решением остановились
на последнем варианте. Особенно легко это давалось с ребятами из младших групп,
у которых небольшие произведения. Замечания были, но не столь весомые. У
старших групп были произведения с более высокой нагрузкой. В дальнейшем из-за
загруженности детей в школе мы перестроились на новый формат в режиме онлайн. Учащиеся
осваивали материал самостоятельно, после чего получали задания и проверочные
вопросы. Уроки «сольфеджио» проводились путем рассылки видеоурока, в котором проигрывалась
композиция в виде диктанта, в ответ учащиеся высылали фото нотных тетрадей с
ответами. Постепенно мы привыкли к такой форме обучения. Если честно, меня
тревожило, что интерес к занятиям пропадет, но ребята активно занимались дома,
искали произведения, чтобы играть для себя. Более налаженной система
онлайн-обучения стала осенью.
— Какие методики обучения используете в работе?
— Для младших групп важны освоение нотной грамоты, развитие музыкального слуха
и приобщение ученика к коллективной форме игры. Не менее важно вовлечение
ребенка в область художественного творчества и выявление его индивидуальных
способностей. Для средних групп главное – воспитать внимание к качеству
звуковой, ритмической и динамической
стороны исполнения. С каждым учеником стараемся развивать музыкально-исполнительские
способности, технику и аппликатурные навыки. В старших классах усиливается
требование владения различными видами техники: мелкая, крупная, аккордовая и
др. Умение использовать творческие способности, колоритность звучания, выразительность
и артистичное исполнение виртуозного характера плодотворно влияют на музыкальное
развитие детей.
— Какая система отбора учеников используется при поступлении?
— При приеме на обучение даются творческие задания, позволяющие определить
наличие музыкальных способностей –
слуха, ритма, музыкальной памяти. В процессе обучения, обращаем внимание на поддержание
учебной дисциплины, организацию регулярных домашних заданий, повышение уровня
усвоения учебного материала и выявляем отношение к предмету обучения.
— Как часто проводятся отчетные концерты?
— На отчетных концертах учащиеся выступают в присутствии родителей,
обучающихся и других зрителей. Они проводятся не менее двух раз в год. Первый –
по результатам работы в первом полугодии, второй – в конце учебного года.
Выступления учащихся осуществляются с целью контроля освоения программ в
области музыкального искусства в соответствии с требованиями. Также
воспитанники должны уметь продемонстрировать знания по предметам «Музыкальная
литература» и «Сольфеджио». Учащиеся изучают творческие биографии зарубежных и отечественных
композиторов, музыкальные произведения и периоды развития музыкального
искусства, а также необходимый теоретический материал для восприятия на слух
мелодий и аккордов. Полученные знания стараемся закрепить с помощью
проведения музыкальных викторин и
конкурсов в рамках класса.
— Каких достижений добились учащиеся и выпускники?
— Несмотря на то, что это музыкальный кружок, мы стараемся заниматься на уровне музыкальной школы. Это дает нам возможность участвовать в различных
музыкальных конкурсах,проводимых в детских школах искусств. На конкурсы мои
ученики, теперь уже выпускники, начали выезжать еще с 2010 года, учились и
набирались опыта. А с 2013 года, ежегодно участвуя в зональных, областных,
всероссийских и международных конкурсах, становились лауреатами первой, второй
и третьей степеней, дипломантами и даже получали Гран-при. Этих высот добились
выпускники Дарья Просвиркина, Азат Абдуллин, Александр Кусков, Роман Марганов,
Илья Башаров, Айрат Абдуллин и Дмитрий Ключка. Нынешние ученики стараются не
отставать и добиваются достойных результатов на областных конкурсах. Важную
роль играет заинтересованность родителей в том, чтобы дети развивались и
принимали активное участие в жизни класса.
На вопрос: «Что повлияло на решение
стать музыкальным преподавателем?», Суфия Раульевна рассказала, что еще в
детстве ей нравилось учиться в детской музыкальной школе г. Салехарда. После
окончания педагог посоветовала поступить в музыкальное училище. Сейчас своими
знаниями она с радостью делится с учениками. Ведь они приобретают не только
навыки игры на инструменте, знакомятся с шедеврами классической музыки, но и
учатся любить и понимать истинно прекрасное в искусстве, при этом происходит
творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие ученика.
Учащиеся музыкального направления показывают хорошие результаты, дипломанты третьей
степени конкурса «Таланты Тюменского края» в октябре 2019 года и лауреаты
второй степени в зональном фестивале-конкурсе «Ишимская мозайка» в марте 2020
года. Эти и многие другие награды украшают уголок перед классом, откуда
доносятся живые мелодии.
Беседовала
Вероника ЖДАНОВА