Роль семьи в воспитании ребенка
«О, времена!О, нравы!» – воскликнул бы Цицерон, а А.С.Пушкин поддержал бы его, окажись они сейчас в нашем мире. В век скоростных технологий меняется все: от техники до простых человеческих отношений. Люди перестали читать, вряд ли в каждом доме сейчас увидишь даже газету. Общаемся через чаты, поздравляем смайликами, наблюдаем за жизнью ребенка через социальные сети. Без телефонов и компьютеров мы уже не можем себя представить. Как бы нам без всего этого было бы тяжело прожить, но и силу Слова никто не отменял. Насколько ценны отношения близких людей, как человек относится к старшему поколению – все это закладывается дома, от родителей. И сегодня хотелось бы поговорить о роли родителей в жизни ребенка. Многие скажут: сейчас все по-другому, дети другие, родители другие. Но каноны-то воспитания остались прежние: любовь, милосердие, уважение, честь.
Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.
Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок – это “как чистое полотно для картины – что живописец изобразит, доброе или злое, останется на нем”. Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с двухмесячного возраста все запоминает и понимает.
А как велика сила привычки!
Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: “Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На Родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись скифы и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились”. Вот сила привычки!
Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством (“вырастет – сам поймет”). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите – он так кисел и горек. И вот никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек, которые переходят в навыки, и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.
Дети имеют свойство подражать. Они копируют своих мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь потом плоды пожинать нам, родителям.
Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.
Так и за своих детей – отвечать нам!
Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, так как старшие дети – пример для младших. У одного отца многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: “Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним”.
В завершение хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.
По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети и наоборот.
В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: “Яблоко от яблони недалеко падает”.
Педагогический коллектив Аксурской средней школы в организации учебно-воспитательного процесса тесно сотрудничает с семьями, стараемся соблюдать все каноны и принципы воспитания детей. Всю работу организовывают классные руководители под руководством опытного педагога-организатора Гузель Сабировны Ахметчановой. Создан родительский комитет, много лет руководила им Эльза Ниязовна Зайнитдинова. Активно работает РДШ и ученическое самоуправление. В 2018 году Аксурская школа участвовала в областной акции «Семейные ценности» и заняла первое место.
В Аксурском сельском поселении много примерных семей, которые достойно воспитывают своих детей, приучают к труду, учат быть патриотами своей малой родины. Наши семьи активно участвуют в конкурсах разных уровней. В муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Ассамблея замещающих семей» семья Р.К. Петаковой заняла первое место, семья Г.С. Ахметчановой заняла первое место в номинации многодетная семья. Летом семьи Ишмухаметовых, Ахметчановых, Петаковых участвовали в областной онлайн-акции «Крепка семья любовью и верностью!» и получили дипломы и призы.
Будьте всегда примером для своих детей!
Руфина Петакова, заведующая Аксурским филиалом Дубровинской СОШ