Суббота, Ноябрь 23, 2024
Образование

Воспитательная работа в новом формате


В начале года учащиеся Вагайской СОШ вернулись к привычному режиму обучения. Этот факт непременно радует как учеников, их родителей, так и педагогов. Каково было работать на “удаленке”, рассказала старшая вожатая Вагайской средней школы Тарасова Елена Юрьевна.

— Елена Юрьевна, в связи с пандемией в стране произошли перемены в привычном всем образе жизни, коснулось это и режима обучения. Как поменялась организация работы, какие плюсы и минусы были выявлены?

— Меня, как и любого человека, немного пугает неизвестность, но так как я педагог, то в первую очередь стараюсь находить в себе силы и не поддаваться эмоциям. В любом новшестве находятся свои плюсы и минусы. Говоря о минусах, для меня как для эмоционального человека была сложность в том, что не было личного контакта с учениками, обмена энергией, так скажем. Любое внеклассное мероприятие подразумевает колоссальную подготовку и поиск нужной информации. К примеру, положение о проведении какого-либо мероприятия, в котором 3-4 пункта, если в прежнем режиме оно звучало так, то в режиме ограничительных мер уже надо переделывать и подстраиваться под новый формат работы. Но, несмотря на это, мы дистанционно работали и проводили внеклассную работу. В частности, этап подготовки к празднованию Дня Победы выпал на период карантина. Для нас было в новинку вести обсуждения, отбирать фотографии дистанционно. Но во всех ситуациях находятся и плюсы. Мы научились еще качественней монтировать видео, использовать различные сайты, завели знакомства со специалистами из других регионов России, у которых уже был опыт работы онлайн. При подготовке к мероприятию, в том числе реквизита, мы разделяли обязанности, и каждый имел свою зону ответственности. Получалось так, что информация передавалась по цепочке, в работу были вовлечены все.  Как один из плюсов, мы не тратили время на дорогу, в результате чего была неоспоримая экономия времени.

— Что потребовалось сделать для того, чтобы новый формат обучения стал эффективным?

— При проведении воспитательной работы мне как организатору  без помощи классных руководителей не обойтись. Они оказывали огромную помощь. Такие торжественные и яркие мероприятия, как «Последний звонок» и выпускной, которых очень ждали все учащиеся, включая их родителей и учителей, выпали на карантинный режим. Хочу поблагодарить всех, кто оказал помощь, принял этот формат как данность. Нам пришлось снять для выпускников видеоролик, где мы задействовали родителей. Были такие нюансы, как запрет на массовый сбор в здании, но мы находили возможность снимать на улице, соблюдая режим. Из-за запрета собираться группами  дети сами себя записывали на видео, затем обрабатывали и монтировали их. В результате у выпускников и их родителей появилась возможность поблагодарить школу и учителей, пусть в таком формате.

— На Ваш взгляд, как организация учебного процесса в таком формате повлияла на освоение материала учащимися?

— Не секрет, что многие ученики недостаточно самостоятельны в постижении школьных дисциплин, без контроля им это дается сложнее. Преподавая уроки музыки с 5 по 8 класс, знаю, что тем, кто помладше, сложнее выполнять домашние задания. Не все учащиеся воспринимают это как должное. С психологической точки зрения, в домашней обстановке не тот настрой на учебный процесс, нежели в школе, где занятия начинаются по звонку. В домашних условиях все же есть отвлекающие житейские моменты, не располагающие к обучению. Мнения по этому поводу разделяются: одним понравилось обучаться онлайн — было комфортно заниматься индивидуально, в тишине, а другим для усвоения нужна иная подача материала.

— Для любого педагога важно чувствовать вовлеченность и присутствие, сказалась ли нехватка живого контакта с учениками?

— На мой взгляд, классическое обучение оффлайн подходит не для всех, несмотря на то, что мы привыкли думать, что обучение в рамках школы – это стандарт, но практика показала, что это не так. Поскольку было очень много эмоций и мнений в связи с переходом на новый формат у родителей, детей и у нас, учителей, то могу точно сказать, что школа – это не сумма знаний и не только подготовка к ЕГЭ и ГИА, это, в первую очередь, отдельная сфера жизни со своими законами, традициями.

— В пользу какого формата обучения Вы склоняетесь?

— Нам нужно спокойнее отнестись к сложившимся обстоятельствам, выполнять предписанные меры безопасности. Как говорится, если мы не в силах изменить ситуацию, нужно поменять отношение к ней. Если карантин – это вынужденная мера, значит этих мер надо придерживаться. Если бы у меня был выбор, то однозначно – только живое общение, только уроки в классе.

— Какими достижениями Вы можете поделиться?

— Практика в проведении онлайн уроков является возможностью работать дистанционно. Наши кружки в вечернее время могут проводиться вне зависимости от погодных условий, даже онлайн. В ограниченных условиях мы не прекращаем воспитательную работу. Поскольку районных мероприятий не так много, мы стараемся привносить в свою работу что-то новое. Ранее были традиционные мероприятия в рамках детской организации «Республика «Мы», а с июня прошлого года у нас появилось первичное отделение Российского движения школьников (РДШ), председателем которого я являюсь. В нескольких своих номерах «Сельский труженик» достаточно подробно уже рассказывал о том, что представляет собой РДШ, об опыте работы первичных отделений, в том числе и нашего, поэтому на тонкостях работы этого направления останавливаться не буду.

Беседовала
Вероника Жданова