Пятница, Ноябрь 22, 2024
Общество

Благодарна и трудна работа — ежедневно маму заменять…

Профессию воспитателя многие люди считают легкой и простой. Ну разве сложно каждый день играть, гулять, заниматься лепкой или рисованием с детьми, разучивать с ними стишки или песенки, накормить и уложить малышей спать. Все легко и просто. Но это не так! Работа воспитателя – каждодневный и кропотливый труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи, ведь воспитатель должен уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником – учителем для каждого малыша, пришедшего в детский сад. Не каждый человек, получив профессию воспитателя, может им работать.  

27 сентября по всей России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. В рамках этого события мне удалось пообщаться с замечательным музыкальным педагогом Черноковского детского сада «Ласточка» А.А. Тунгусовой и узнать у нее о том, с чего все начиналось, какая работа проводится с детишками и многое другое.

— Анастасия Александровна, расскажите, пожалуйста, мечтали ли Вы работать в детском саду?

— Отучившись в Тобольском педагогическом колледже, я продолжила обучение в ТГПИ им. Д.И. Менделеева по специальности учитель информатики. О работе в детском саду не мечтала и не думала никогда. Но, как говорится, человек предполагает, а жизнь располагает. Волею судьбы я оказалась здесь.

— С чего начиналась Ваша трудовая деятельность, были ли проблемы?

— Работать в Черноковский детский сад «Ласточка» пришла в 2010 году подменным воспитателем. Отработала пять лет и меня поставили на группу воспитателем. В 2021 г. предложили должность музыкального педагога. Начинать новое всегда сложно, многое непонятно, что-то даже пугает, но все преодолимо! А ведь было время, когда сомневалась в своем выборе: смогу ли я, хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить эту деятельность? И только вера в собственные силы и поддержка окружающих помогли победить все страхи и неуверенность и освоить, как потом оказалось, любимое дело.

— Почему Вы выбрали профессию музыкального руководителя?

— Профессию музыкального педагога я не выбирала, думаю, это она меня выбрала. Музыкальный педагог – это не только песни и танцы, это еще и режиссер, и сценарист, костюмер и декоратор! И все это мне по душе! Тяжело было раньше, так как тогда не было такого доступа к информации. Покупала книги, журналы, чтобы найти интересный материал для работы. Вскоре в детском саду появилась космическая технология, называемая Интернет. Это в разы облегчило работу.

— Сколько детишек под Вашим руководством?

— Под моим руководством 38 детей в трех группах.

— Результат музыкального воспитания родители уже видят на утренниках. А чем занимаются дети на занятиях?

— Дошкольный период – это благоприятный период для сеяния доброго, светлого. На мой взгляд, в этом возрасте родители и педагоги могут оказать положительное влияние на интерес детей к настоящей музыке. Что давали слушать взрослые, к чему привили их интерес, в том и будут выражены пристрастия детей.

Музыкальная деятельность осуществляется в соответствии календарно-тематическим планированием. На музыкальных занятиях в разделе «Слушание» мы знакомимся с классической музыкой и говорим о ней. В разделах «Музыкально-ритмическая деятельность», «Пение» я использую современную музыку. Мы стараемся идти в ногу со временем.

— Как получается все объяснить большому количеству воспитанников?

— В работе использую парциальную программу «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой, содержащую конспекты музыкальных занятий. Песенный и танцевальный репертуары подбираем в соответствии с возрастной группой. В яслях малыши подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, водить хороводы, танцевать парами, мальчиков правильно приглашать девочек на танец. Большое время занимает подготовка к праздникам. Но, как я вижу, детей это не обременяет, им нравятся репетиции. Проводим также развлечения и праздники, вот основное направление музыкального воспитания в детском саду.

Также раз в неделю веду кружок «Веселый оркестр» для подготовишек.  Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

— Сразу ли Вы видите талантливых детей?

— Каждый ребенок имеет музыкальный слух! Этот слух требует развития. Помимо музыкальных способностей у каждого ребенка свои психологические особенности (раскрепощенность или же застенчивость), поэтому у кого-то это заметно на первом занятии, у кого-то раскрывается со временем. Мой опыт показывает, что у детей красота таланта начинает раскрываться к подготовительной группе.

—  Что является самым интересным и одновременно самым сложным в работе с детьми?

— Самое интересное и одновременно самое сложное в работе с детьми для меня — быть равным участником детско-взрослой жизни в группе. Когда ты не над детьми, а на равных. Не насаждать, а слышать. Не говорить с позиции всезнающего взрослого, а предложить сделать так, чтобы детям было интересно, и они пошли бы за тобой. Чтобы и большие, и маленькие чувствовали себя как дома, могли сказать, чего они хотят именно сейчас, и могли сделать это. Я каждый день учусь наблюдать, учусь видеть и слышать — это огромный труд.

— Какими качествами должен обладать музыкальный педагог дошкольного образования?

— Важнейшие черты профессионального характера музыкального руководителя – это доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

— Каким образом Вы повышаете свой профессиональный уровень? В каких конкурсах участвовали?

— Музыкальный руководитель учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт. Вообще профессия педагога — это постоянная потребность совершенствовать свою практику. Сейчас нет дефицита в информации: книги, вебинары, семинары, конференции. Педагогу важно определиться: тебе это зачем? Для галочки или для того, чтобы скорректировать свою практику, освоить новые технологии и расширить свои компетенции? Я для себя выбрала второй вариант. В первый год работы участвовала в районном конкурсе «Воспитатель года (дебют)», «Моя педагогическая находка», областных, российских конкурсах. Их великое множество. В этом году прошла аттестацию с присвоением I квалификационной категории.

— Имеете ли Вы какие-нибудь награды за свой педагогический труд?

—  Самой высокой наградой за свой педагогический труд считаю улыбки детей. Для меня показателем моей работы является то, что дети с удовольствием идут на музыкальные занятия. Пока в моей практике не было такого, что ребенок не хотел бы идти на музыку.

— Почему Вы любите свою работу?

— Люблю, потому что работа мне интересна, богата творчеством. Мир детей для меня очень интересен.

Практически для каждого ребенка в определенный момент времени детский сад становится вторым домом, где мудрые педагоги с любовью и заботой преподают первые уроки жизни. И от того, какими будут эти уроки, порой зависит судьба маленького человека. Можно точно заметить, что судьба малышей детского сада «Ласточка» в надежных руках. Ведь добрая, артистичная и талантливая Анастасия Александровна всегда заинтересует детей и взрослых творческой деятельностью, которой живет и дышит.

В завершение своей статьи хотелось бы поздравить всех дошкольных работников с этим прекрасным праздником и пожелать здоровья, терпения, добра и всего самого светлого в жизни. Пусть ваш труд будет вам только в радость, детишки будут послушными, а их родители – такими же благодарными.

Беседовала Анна ОВЧИННИКОВА