Четверг, Декабрь 5, 2024
Общество

Инклюзивное образование – условие интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Детей с особенностями развития, по данным статистики, с каждым годом становится все больше. Особенный ребенок такой же, как и все дети, только развивается он иначе. Есть законодательно утвержденный термин «дети с ОВЗ», то есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что с ребенком что-то произошло, какие-то неприятности, у которых есть медицинское название. Эти проблемы  имеют очень большой разброс — от детей, у которых есть небольшая особенность, до детей с тяжелыми нарушениями развития, мешающими им адаптироваться в жизни. Введение в детских садах и школах инклюзивного образования является условием интеграции детей с ОВЗ в общество. Дети включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.  Родители особенных детей с волнением ждут время, когда их ребенок пойдет в детски сад, а затем в школу. Надеюсь, что читатели найдут ответы на свои вопросы с этой статье.

Об организации инклюзивного образования я поговорила с  Еленой Александровной Ослиной директором детского сада «Колосок».

̶   Как инклюзивное образование реализуется в вашем образовательном учреждении?

̶  В детском саду «Колосок» разработаны специальные программы, адаптированные для детей с особенностями в развитии. В рамках этих программ создаются специальные условия для получения образования этими детьми. Основная цель  ̶ максимальная реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.

̶  Проходят ли педагоги специальную переподготовку для работы с детьми с ОВЗ?

̶ Работа с детьми ОВЗ  ̶ это дополнительный труд и ответственность воспитателя. Не каждый специалист имеет подходящую профессиональную и эмоциональную подготовку для такой работы. За последние 3 года курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ  прошли 9 педагогов. В 2021 году в детском саду была введена ставка «тьютор». Это специалист, который сопровождает  деятельность ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в образовательной и социальной среде детского сада.  

̶  Какие методы и приемы используют педагоги в работе с такими детьми?

̶  Самым главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ носит коррекционную направленность. Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ: игровая деятельность, применение игровых ситуаций, обучение через игру. Педагоги активно включают детей с ОВЗ в общение и взаимодействие с другими детьми. Постепенно постоянный контроль за действиями ребенка сменяется большей самостоятельностью в выполнении различных действий.

̶  Что Вы считаете приоритетным в процессе  воспитания детей с ОВЗ?

̶  На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности — привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в учреждении и за его пределами. Коррекционную работу мы осуществляем параллельно с развивающей. Это позволяет не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого воспитанника.

̶  К моменту выпуска из детского сада Вы видите изменения в развитии детей с ОВЗ?

̶ Да, изменения есть. Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются «изгоями» в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.

̶  На что, в первую очередь, нужно родителям обратить внимание, чтобы как можно раньше заметить проблемы в развитии ребенка?

̶  Наблюдая за ребенком, старайтесь придерживаться «золотой середины» и по возможности не переживать за его здоровье без причин. При этом помните, что все дети развиваются по-разному, но существуют стандарты физического и психологического развития в раннем возрасте, на которые и  стоит ориентироваться.

Наш разговор на тему инклюзии продолжился с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Вагайской СОШ Светланой Николаевной Доброхотовой.

̶  Каким образом в Вагайской школе реализуется инклюзивное образование?

На основании Федерального закона «Об образовании» в школе организовано инклюзивное образование детей с особенностями развития совместно с их сверстниками  ̶  это обучение разных детей в одном классе. Главная задача  ̶  включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие. По уровню готовности ребенка с ОВЗ к обучению специалисты ПМПК рекомендуют индивидуально для каждого ученика варианты инклюзии. Администрация создает условия для обучения и комплектует классы по требованиям СанПиН. В нашей школе реализуется несколько вариантов образовательной инклюзии: постоянная полная, постоянная неполная, частичная или эпизодическая, дистанционное обучение. Совместное обучение со сверстниками происходит по установленному расписанию.

  ̶  С какими нозологиями обучаются дети в школе?

̶ Категория детей с ОВЗ неоднородна. В 2022-2023 учебном году  в МАОУ «Вагайская СОШ» обучаются дети с нарушением зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями,  с расстройствами аутистического спектра, с множественными нарушениями развития. Разработанный ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования детьми с ОВЗ на основе комплексной оценки результатов освоения программы, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).

̶  Помимо учителей-предметников, какие еще специалисты помогают в обучении детей с ОВЗ?

̶ Для того, чтобы учащиеся смогли освоить программу в школе работают учитель-дефектолог,  учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Тьютор  ̶ это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность особого ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. Учитель-дефектолог занимается с детьми, которые без организации особых условий не смогут освоить общеобразовательную программу.

̶  Как строится работа с родителями таких учащихся?

̶ Учителя привлекают родителей особых детей к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Приглашают родителей как помощников учителя во время классных экскурсий. Родители входят в состав родительского комитета. Дети с ОВЗ вместе с родителями  участвуют в олимпиадах и конкурсах. Проводятся тематические родительские собрания и семинары. В результате родители детей с ОВЗ налаживают новые  контакты, включаются в школьную жизнь ребенка.

Важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы с учениками,  их родителями, педагогическими работниками. В рамках проекта «Точка опоры» специалистами МАОУ «Вагайская СОШ» еженедельно проводятся консультации: «Кризисные состояния ребенка», «Сложности успеваемости  и пути их преодоления», «Коррекция учебного поведения», «Безопасная коммуникация в социуме и в сети интернет», «Повышение мотивации к учебной деятельности», «Нарушение детско-родительских отношений».


 ̶  Какой документ об образовании могут получить дети с ОВЗ?

̶  На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии школа к каждому ребенку применяет свой вариант программы обучения. Дети с ОВЗ, которые обучаются по общему с детьми без ОВЗ учебному плану и по программе, уровень сложности которой ниже (в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области), получат аттестат об основном общем образовании. Школьникам с ОВЗ, имеющим интеллектуальные нарушения или обучающимся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), выдается свидетельство об обучении.

̶  Какие особых условий создаются для прохождения государственной итоговой аттестации детям с ОВЗ?

 ̶ Только ПМПК вправе присвоить статус ОВЗ и рекомендовать специальные условия прохождения ГИА. К ним относятся увеличение продолжительности экзамена, организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур, предоставление услуг ассистента, организация экзамена на дому, возможность сдавать экзамены по всем учебным предметам в устной форме и другие в зависимости от состояния ученика.

В заключение нашего разговора Светлан Николаевна поделилась своим личным мнением: «Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение  всех родителей о совместном обучении детей. Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами. Очень важно понять, что при введении инклюзивного образования дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие».

Надежда Карелина

Фото Елены Абдуллиной