Воскресенье, Ноябрь 24, 2024
Общество

Небольшой экскурс в быт сибирских татар на примере Вагайского Забольтья.

Традиционные татарские дома, сделанные из сосны, в основном одноэтажные, с одной, редко с двумя комнатами. Всего один дом в деревне Одинарская был двухэтажным.

Во дворе обычно находились небольшой погреб для хранения летом молока (тат. купрап) и сарай для хранения мяса, рыбы (тат. итлек). Кирпичные печи для выпечки хлеба в прошлом также стояли на улице, а в доме была железная печь (тат. тимер меец), на которой грели в казане воду, готовили еду.

До сих пор большеуватские татары держат большое количество коров, лошадей, овец, кур и гусей. Поэтому, помимо рыбы, они едят традиционные татарские молочные и мясные блюда.
Из молока изготавливают кисломолочный напиток (тат. катык), сметану (тат. каймак), творог (тат. ремцэк), сладкий вареный, высушенный творог (тат. цоцо корт), сливочное масло (тат. пэшэм май или мэшкэ май).

Из теста выпекают шаньги (тат. шэньгэ), пирожки с картошкой (тат. капшэрма), пирожки с творогом и вареники (тат. рэмцэк покмэ), изделия из пресного теста без начинки, пончики (тат. кисмэ), хворост (тат. урама), изделия из дрожжевого теста без начинки (тат. уйма), изделия в виде шляпы, тюбетейки (тат. баурсак) или прямоугольной формы (тат. касмацык), калачи из пресного теста (тат. тугац), пельмени (тат. покмэ), пироги с мясом (тат. парамэц, пэлич), пироги с ягодами, вареньем (тат. мушник).

Дрожжи для выпечки хлеба раньше получали из хмеля (тат. комлак). Его долго варили на воде с пшеницей (тат. потай), а затем замешивали тесто.

Мясо обычно варят или жарят. Из мяса делают также колбасу (тат. эсип), в которую добавляют печень, легкие. Все прокручивают. Кишки моют с помощью скалки.

Рыбу едят вареной, жареной, сушеной в печи (тат. шэш палык), сушеной на жердях с солью и без соли (тат. кэчель). Из икры карася варят суп, добавляя немного картошки, делают пирожки с икрой, солят ее с чесноком. Раньше рыбий жир, вытопленный из карасей, кипятили и жарили на нем оладьи и др.

Спиртных напитков у большеуватских татар раньше не было. Пиво они покупали у русских. Из растения кипрей варили чай (тат. рама-чай), в который добавляли чагу, пили с молоком.

Пища у большеуватских татар использовалась также и в обрядовых целях. Когда долго не было дождей, проводили обряд теляк. На поляне устраивали трапезу. Резали жертвенное животное — петуха или овцу, варили суп. Иногда варили в двух казанах овцу или теленка. Как правило, жертвенное животное давала одна семья. Остальные приносили продукты, кто что может. После трапезы людей обрызгивали водой, некоторых бросали в воду.

Праздничные трапезы устраивались также на мусульманских праздниках — Курбан-байрам, Ураза-байрам и др. На религиозных праздниках раньше пели песни. Участвовали в них почти все жители деревни. Сначала на трапезу приглашали стариков, потом людей среднего возраста и молодежь.

Татары Большого Увата с большим почтением относятся к святым могилам (тат. астана), в которых захоронены шейхи (тат. ших), или просто односельчане, прославившиеся праведной жизнью (тат. яхшилар).

В 8-ми км от деревни Вершинской, в местечке под названием Куляутле есть астана, где похоронены две девушки Абибэ и Авивэ, которые по преданию были поварихами у шейхов, пришедших в эти места из Бухары для распространения ислама. Место захоронения никак не выделяется, но его могут указать некоторые пожилые люди из деревни. Недалеко от этого места — исток реки Агитки.

В 6-ти км от деревни Вершинской похоронен один из основателей деревни — Мэмэй. По преданию он был одним из трех сыновей Тауш Маргана (другие сыновья — Янэй и Ахын Акъяр), который принес на кончике ножа зерно.

Астана имеются также в деревне Осиновской, на другом берегу озера в местечках Нугай, Саел Туба, Тайгула.
Источник: http://ru.esosedi.org/RU/TYU/6214460/ozero_bolshoy_uv..

Фото: Валерий Бычков и Ретро-Дом Зулейха Зулейха Алишева