Понедельник, Июль 22, 2024
Образование

«Педагог года – 2020» о конкурсе, своем стиле работы, о себе

Вера Александровна Анохина, учитель начальных классов Вагайской средней школы, стала победителем муниципального этапа престижного конкурса «Педагог года». О борьбе за звание лучшего учителя района, трудностях педагогической профессии и привлекательных ее сторонах она рассказала в интервью сотруднику районной газеты «Сельский труженик».

– Вера Александровна, в своей номинации Вы стали победителем престижного конкурса. Что для Вас эта победа? Ожидали ли, что станете лучшей?

– Несомненно, конкурс «Педагог года» для любого учителя является большим событием в его педагогической деятельности. Но в тоже время это и большая ответственность, так как необходимо не только проявить себя и показать свои педагогические умения, но и в какой-то мере отстоять честь школы. Если участие в конкурсе приводит к победе, становится приятнее вдвойне.

Победа не дает силу, ее дает борьба. А в данном конкурсе приходится бороться прежде всего с собой, так как подготовка отнимает много времени и сил. За победу на муниципальном этапе областного конкурса «Педагог года» пришлось дополнительно работать сотни часов, но тот бесценный опыт, который ты получаешь в результате, неоценим.

Ожидала ли я, что стану лучшей? Однозначно отвечу, что нет, так как считаю, что в школу приходят работать только те, кто душу и сердце отдает детям. Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета», и поэтому каждый педагог достоин победы и признания в своем ремесле.

– Конкурс – серьезное испытание. Как вы готовились к нему? Что для Вас было наиболее трудным при подготовке и в ходе непосредственного участия в нем?

– В ходе подготовки к конкурсу, бесспорно, возникали трудности, и, наверное, самая серьезная из них — почему в сутках только 24 часа? Хочется узнать как можно больше новой информации по теме конкурсного урока и методического семинара, подготовиться к новому учебному дню, уделить внимание семье. Достаточно трудно, как мне показалось, совмещать работу, семью и подготовку к конкурсу, поэтому приходилось чем-то жертвовать, а именно – сном.

При подготовке к областному конкурсу, который в этом году прошел в совершенно новом, дистанционном, формате, большой трудностью для меня стало «работать на камеру». Очень сложно было для меня общаться с членами жюри через веб-камеру и не видеть ответного взгляда, их реакции, а также осознавать, что конкурсный урок будет проходить при участии фокус-группы, а не с детьми.

– За 30 лет существования этого интеллектуального состязания педагогов в профессионализме такой его формат, как в нынешнем году, применяется впервые. Ваши впечатления от конкурса. Может ли, на Ваш взгляд, опыт нынешнего года быть использован при проведении последующих конкурсов?

– Впечатления от конкурса остались самые положительные, несмотря на накопленную усталость. Несомненно, опыт нынешнего года может и должен (по мере необходимости) быть использован при проведении последующих конкурсов, так как такой формат, во-первых, является необходимостью в реалиях, подобных нынешнему, а с другой стороны – он может способствовать расширению связей и масштабов любого конкурса

– Какие качества, умения, по-Вашему, наиболее важны для участника конкурса?

– Самым важным качеством, на мой взгляд, является целеустремленность и умение анализировать сложившуюся ситуацию, а также умение творчески и креативно мыслить.

– Когда и как Вы захотели стать учителем? Может быть, кто-то из Ваших учителей повлиял на выбор будущей профессии?

– Я никогда серьезно не задумывалась о том, что когда-то стану учителем, но, наверное, так было предрешено. С раннего детства я любила представлять себя в роли учителя. Когда пришло время определяться с выбором профессии, я поступила в педагогический.

К сожалению, по ряду разных причин судьба не сразу привела меня в школу. Свой профессиональный путь в роли учителя я начала более четырех лет назад. И, выбрав данный путь – стать учителем, ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Основным ориентиром в этом выборе стала мой первый учитель начальных классов Надежда Степановна Усок — Учитель с большой буквы, мастер своего дела. В ней всегда чувствовалось желание поддержать, приободрить. Вроде бы прошло немало лет, но уроки моей первой учительницы помню очень хорошо. Так получилось, что я вернулась работать в свое село, в свою родную школу. Моя школа… В ней началось мое детство, с нее начинались юность и взрослая жизнь. Школа для меня – это островок доброты и света, к которому всегда хочется возвращаться. Она даёт мне нравственный ориентир. Хочется искренне надеяться, что, уходя из её стен, мои ученики унесут с собой память о своих учителях так же, как и я.

– Что для Вас самое трудное в профессии учителя?

— Работа учителя многогранна, одна из немногих профессий, которая позволяет тебе оставаться в постоянном развитии и самосовершенствовании. В нашей работе есть все: радость и горечь, взлёты и падения, тепло детских глаз и свет улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки…

В быстро меняющемся обществе происходит и изменение функции учителя. Он должен быть на сегодняшний день очень мобильным и уметь быстро реагировать на изменения, происходящие в нем. Кроме всего прочего, работа учителя всегда сопряжена с нервным напряжением, которое вызвано низкой отдачей от учеников. На мой взгляд, лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей у представителей нашей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводят к проблемам со здоровьем.

Учитель постоянно находится на виду, как на «ладошке», каждое движение, каждый шаг «под прицелом». Как бы плохо тебе ни было, ты обязан быть собранным, подтянутым, улыбчивым. И иногда от этих пристальных взглядов начинаешь уставать.

– В Вашей пока еще непродолжительной практике был момент, когда хотелось оставить учительскую стезю?

– Да, был такой момент. Еще раз повторюсь: профессия педагога требует больших усилий, ответственности и сосредоточенности. И здесь немаловажно, чтобы было понимание в семье. Если возникает дисбаланс, то приходится задумываться — продолжать ли педагогическую карьеру?

– Что Вам нравится и что не нравится в работе? С какими трудностями сталкиваетесь?

– В работе педагога мне нравятся прежде всего ее творческая направленность, интересные дела, проекты, ежедневные открытия. И, конечно же, каждый день общения с ребятами. Наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная с глобальных и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить еще, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали и минуты, когда опускались руки и казалось, что все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.

– О чем хотели бы Вы предупредить тех, кто собирается поступить в педагогическое учебное заведение?

– Быть учителем – значит отдавать себя без остатка, уметь идти на жертвы, которые зачастую отражаются на здоровье. Поэтому тем, кто хочет поступить в педагогическое учебное заведение, нужно осознанно и серьезно подойти к выбору будущей профессии.

– И последний не очень серьезный вопрос, Вера Александровна, – какая самая курьезная вещь произошла с Вами во время урока?

– Во время урока подкосилась ножка у учительского стула, после урока я его собиралась заменить. Но отвлеклась с ребятами на перемене, прозвенел звонок и начинается новый урок… Я обычно во время урока редко сажусь на учительский стуло, но в этот момент решила сесть…и чуть было не упала, к моему счастью этого не произошло – ребята могли увидеть мой напуганный и растерянный взгляд.

Вопросы задавал Ишмухамет Гайсин