Водители без ОСАГО должны оплачивать вред, причиненный другим автовладельцам в ДТП
Эксперты рынка автострахования призывают строже наказывать недобросовестных граждан, садящихся за руль автомобиля без действующего полиса ОСАГО. Добросовестным автовладельцам рекомендуется быть аккуратнее на дорогах, чтобы не стать жертвой ДТП по вине подобного нарушителя. В первом полугодии 2021 года сотрудники МВД зафиксировали большое количество водителей без ОСАГО в Краснодарском крае (25 296 шт.), Москве (18 194 шт.), Московской области (26 816 шт.), Пермском крае (13 107 шт.), республиках Башкортостан (21 323 шт.) и Татарстан (18 723 шт.), Свердловской области (18 171 шт.).
Сегодня гражданам игнорирующим необходимость покупать ОСАГО, полагается штраф в 800 рублей и предписание, согласно которому нужно устранить нарушение в десятидневный период. По мнению руководителя комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрея Крупнова, самое главное наказание для людей, которые разъезжают по дорогам, не имея действующего договора – полная материальная ответственность за ущерб, причинённый второй стороне в ДТП, поскольку именно этот риск покрывает ОСАГО.
«Благодаря ОСАГО добросовестные водители чувствуют себя спокойнее, зная, что не только у них есть страховое покрытие на случай ущерба, который они могут непреднамеренно причинить другим участникам движения, но и они сами получат возмещение, если какой-нибудь недобросовестный водитель, к тому же не умеющий управлять автомобилем, причинит им ущерб. Ведь недобросовестные автомобилисты не только чаще других становятся виновниками аварий, но ещё и отличаются пониженной ответственностью, ведь по доброй воле они страхование, как правило, не покупают. Поэтому заключение договора ОСАГО и сделали обязательным, а отсутствие полиса является правонарушением.
Водитель, который ездит без действующего договора страхования автогражданской ответственности, создаёт повышенный риск для других участников движения. Если такой нарушитель стал виновником ДТП, он должен, во-первых, полностью компенсировать за свой счёт причинённый другим участникам движения ущерб, а во-вторых, тут же исполнить свою обязанность по приобретению страхового полиса ОСАГО. Тариф в этом случае должен быть максимальным, включая надбавку за пониженную ответственность водителя – благодаря нынешней индивидуализации тарифов каждый платит так, как ездит, а значит страховщики вполне могут назначать водителям без полисов более высокую цену на страховку. Дополнительным плюсом такого подхода станет пополнение страховых резервов, то есть увеличение доли средств, предназначенных для компенсации ущерба водителям, за счёт виновников такого ущерба без перекладывания расходов на добросовестных страхователей.
Примечательно, что большинство российских граждан все же осознает важность заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Ежегодно на территории государства заключается около 40 миллионов договоров, что делает ОСАГО масштабнейшим социальным проектом. По данным Российского союза
страховщиков (РСА) только за период с января по июнь 2021 года, российские автовладельцы приобрели 23,83 млн штук полисов, тогда как годом ранее было продано 22,19 млн полисов, а значит количество заключаемых договоров стабильно растет».
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что по данным РСА за январь-июль 2021 года страхователями также заявлено на 18% больше убытков (1,08 млн штук) чем за аналогичный период прошлого года (0,91 млн штук). Всего за первые 7 месяцев текущего года против аналогичного периода 2020 года, доля урегулированных убытков увеличилась на 12%, составив 1,03 млн штук против 1,16 млн штук, а совокупная сумма выплат выросла на 5%, составив 81,59 млрд рублей против 77,58 млрд рублей.
С уважением, пресс-служба Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза»
(фото из интернет ресурса)