Воскресенье, Декабрь 22, 2024
Образование

5 октября — День учителя

История праздника

В нынешнем году у этого праздника своеобразный юбилей. Дело в том, что исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся в Париже 60 лет тому назад межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры) и Международной организации труда был подписан документ – «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». Основой же для разработки рекомендаций стало признание их решающей роли в развитии образования и значения вклада в становление человеческой личности и современного общества.

С 1994 года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя (их более ста). По указу Президента РФ Б. Н. Ельцина от третьего октября 1994 года «О праздновании Дня учителя» этот праздник стали отмечать именно в этот день.
А начали День учителя отмечать с 1965 года. Начиная же с 1980‑го, его праздновали в первое воскресенье октября. Прошло уже 22 года, как «плавающий» режим празднования профессионального дня педагогов отменен.

Кто празднует День учителя?

Эта дата отмечается не только учителями школ, преподавателями училищ, техникумов и иных образовательных организаций, но и профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений. День преподавателя – это праздник всех тех, кто вкладывает свой труд в развитие и становление молодых людей, в подготовку их к самостоятельной жизни и выбору своей жизненной дороги. А потому труд учителей, несомненно, заслуживает глубокого признания и благодарности.

Образование в 90‑е годы

В 90‑х годах произошли серьезные изменения в системе образования в России. Ушли в прошлое идеологизация образования. Были провозглашены самостоятельность при определении направлений учебной деятельности. Для этого времени характерен и переход к системе сотрудничества учителей, школьников и родителей.

С другой стороны, недостаточное финансирование привело к оттоку преподавательских кадров. Появилось множество альтернативных программ и учебников, что, по мнению исследователей, снизило общий уровень подготовки школьников. В средней школе стали вводиться различные формы самоуправления: совет школы, общее собрание, попечительский совет и т. д., нашедшие дальнейшее развитие в более поздний период.

Главной проблемой школы становится положение учителя, который по уровню заработной платы находится внизу социальной лестницы. Отсюда понижение престижа этой профессии, прочная «феминизация» школы, нехватка квалифицированных учителей.

Плюсы и минусы современного образования

Современная система образования полностью меняется, пересматриваются образовательные программы. По отношению к ней в настоящее время есть самые разные точки зрения, порой диаметрально противоположные. Разнится оценка системы и у исследователей, занимающихся этой проблемой, и у тех, кто пользуется ее услугами. Кстати, об услугах. У вновь назначенного министра образования, в отличие от укоренившейся практики, отношение к этой профессии иное. Ольга Васильева заявила: «Учитель – это не услуга, это служение».

Положительно оценивают и педагогическое сообщество, и те, кому образование служит, наличие различных вариантов школьной подготовки. В этом разногласий нет. Нет разногласий и в том, что вводимые федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на развитие мышления, самостоятельности, выработку умений сравнивать, сопоставлять и делать выводы. В современной школе учат общению и взаимоотношениям в коллективе, что позволяет безболезненно встраиваться в социальную систему. К плюсам нашей образовательной системы многие относят и ее приближение к европейской системе. Оппоненты же возражают: «Есть ли в этом смысл, если советская система в свое время считалась лучшей?»

К явным минусам общественное мнение относит натаскивание школьников на сдачу экзаменов. Да и форма сдачи экзаменов встречает яростное сопротивление многих. Вероятно, поэтому новый министр образования пообещала усовершенствовать единый государственный экзамен. В старших классах на учащихся обрушивается огромный поток информации, основная масса которого, возможно, и не пригодится им в дальнейшей жизни. По мнению исследователей, в большинстве случаев подача материала ориентирована на память, а не на развитие мышления.

При всех тех минусах, которые в настоящее время присущи образованию, система постепенно меняется, меняется и отношение к учительской профессии, повышается ее статус. Не может не радовать позиция нового министра образования. «Главное для меня – учитель и условия его работы», — заявила Ольга Васильева.

Ишмухамет  ГАЙСИН

(По материалам интернет–ресурсов)