Электронная регистрация права собственности.
Нотариусы отныне обязаны направлять документы на регистрацию недвижимости в Росреестр в электронной форме. Такая норма вступила в силу с 1 февраля 2019 года. Это означает, что теперь гражданам не нужно будет обращаться в МФЦ после получения ими свидетельства о праве на наследство на недвижимость или совершения нотариального договора (например, покупка, продажа, дарение недвижимости) – в этих случаях, нотариус сам направляет необходимый пакет для регистрации права собственности наследника или покупателя в электронном виде. Новое правило поможет людям, обращающимся за нотариальным удостоверением сделок, существенно сэкономить время. До вступления в силу новой нормы граждане после оформления документов должны были самостоятельно обратиться в МФЦ для регистрации права собственности на недвижимость, что не всегда было удобно, так как приходилось ждать некоторое время, или выдавать доверенность на регистрацию, что требовало определенных затрат. В данном случае регистрация займет всего один день, и никуда, кроме нотариуса, людям идти не придется. После выдачи свидетельства о праве на наследство или свидетельства о праве собственности пережившему супругу на недвижимость нотариус обязан в этот же день подать данные о правах наследника в Росреестр в электронном виде. Если же граждане заключают сделку, то передача документов может быть осуществлена в сроки, согласованные со сторонами. Например, в течение двух или трех рабочих дней. Эта процедура бесплатная. Раньше подобное действие осуществлялось как отдельное нотариальное действие и нужно было оплачивать его. Конечно же, государственную пошлину за регистрацию в Росреестр люди оплачивают самостоятельно. Если подача электронного пакета документов невозможна по независящим от нотариуса причинам, он будет обязан направить документы в Росреестр на бумажном носителе. Законом для этого предусмотрен двухдневный срок. Гражданам в любом случае никуда не придется ходить. Однако есть некоторые ограничения. Нотариус может передать на электронную регистрацию только выданное им свидетельство о праве на наследство или удостоверенный им договор. Поскольку переданные нотариусом документы подписываются электронной подписью нотариуса, соответственно, он несет ответственность за содержание данного документа. Нотариус обязан регистрировать право только по нотариальным сделкам. Но тут есть выбор у граждан — совершать сделки в простой письменной форме (если это разрешается законом) или нотариальной. По нотариально удостоверенным
договорам, даже если это по закону не требуется, нотариус обязан передать документы на регистрацию права собственности нового собственника. Большим плюсом здесь для людей является то, что электронная регистрация занимает гораздо меньше времени, нежели через МФЦ. Один-два рабочих дня, и граждане получают выписку из реестра о праве собственности. Для тех, кому необходимо сделку совершить в кратчайшие сроки и зарегистрировать права, – это очень выгодный вариант.
Лилия Рожинова, нотариус Вагайского района