Навстречу 1 сентября
Считанные дни остаются до начала нового учебного года. У школьников и их родителей идут последние приготовления. Их ждет немало нововведений. Об этом и многом другом, связанном с обеспечением образовательного процесса в 2021-22 учебном году рассказал начальник управления образования П.Г. Гонцул.
— Петр Георгиевич, родителей, естественно, не может не беспокоить, в каком формате будет проходить обучение в школах района с 1 сентября.
— Напомню, что в ходе прямой линии Президент РФ пояснил, что это будет зависеть от санитарно-эпидемиологической обстановки в регионах на 1 сентября. Он уточнил, что закрытие школ и переход на дистанционный формат не планируется. Ученики младших классов, скорее всего, будут ходить в школу. Их на карантин не отправляли и ранее. Что касается старшеклассников, то все будет зависеть от ситуации с коронавирусом в нашей области. Решение, вероятнее всего, будет принято ближе к началу нового учебного года.
— Что ждет школьников в 2021-22 учебном году? Какие новшества?
— В последние годы каждый учебный год традиционно вносит достаточно серьезные изменения в образовательный процесс. Не стал исключением и 2021-22 –ой. С 1 сентября нынешнего года школьникам, кроме традиционных, придется изучать и новые дисциплины. Так, для всех учеников уже с первого класса и до 11-го вводится новый предмет – «Личное развитие», главная задача которого – всесторонне развитие школьника. Цель этой дисциплины — помочь ребенку развиваться по всем направлениям. Программа этого предмета предполагает разъяснение школьникам важности саморазвития, ведения здорового образа жизни, соблюдения мер безопасности, половое воспитание и др.
Кроме того, появится еще один предмет – «Образование для общества». При его изучении будут говорить о гражданской ответственности каждого перед обществом и государством, поднимут вопросы патриотизма, культуры, волонтерства, формирования уважения к людям другой национальности, толерантности. Эту дисциплину начнут изучать уже с пятого класса.
Кроме обязательных, появятся и факультативные предметы, такие как «Цифровое образование», «Образование прав человека», «Образование в области медиа», «Образование в области здоровья», изучение которых связано с желанием или нежеланием ученика.
— Какие еще нововведения не столь глобального масштаба появятся в нынешнем учебном году?
— Министерство образования предлагает больше внимания уделять здоровью детей, в частности, перед началом занятий производить их осмотр медиком или специально обученным педагогом с последующим принятием решения в зависимости от состояния здоровья ребенка. Кроме того, пока на стадии обсуждения находится еще одно нововведение – не задавать школьникам домашнего задания. Мотивация такова: в новом учебном году у них появится большая нагрузка, дополнительные предмет и факультативы еще больше усложнят жизнь ребят. Предполагаю, что в новый учебный год мы войдем без окончательного решения этой столь важной проблемы.
— Как правило, ежегодно в некоторых учреждениях образования проводится или капитальный, или текущий их ремонт.Реконструкция каких из них потребовала солидных финансовых вложений?
— Как и в прошлые годы, период подготовки школ к новому учебному году был непростым. В летний период нам предстояло провести и капитальный, и текущий ремонт в ряде учреждений. С удовлетворением могу сказать, что план ремонта в основном выполнен. Так, за счет средств муниципального бюджета капитально отремонтирована кровля Зареченской средней школы, на проведение ремонта которой потребовалось более 15 млн рублей. Весомые суммы понадобились для проведения капитального ремонта кровли спортзала Второвагайской средней школы (4 млн 508 тыс. руб.), устройства скатной кровли спортзала Первомайской школы ( около 5 млн). Пока еще не завершены работы по обустройству спортивнрой площадки Черноковской средней школы: асфальтовое ее покрытие, потребовавшее около 900 тыс. рублей завершено, осталось обеспечить ее травмобезопасность, на что будет затрачено еще 2 млн 735 тыс. рублей. Средства на выполнение этой работы предоставляет областной бюджет.
Кстати сказать, все работы по проведению капитального и текущего ремонта, потребовавшие чуть более 30 млн рублей, выполнены за счет средств муниципального бюджета.
Проведение текущего ремонта образовательных учреждений обошлось бюджету в 5 млн рублей. Наиболее весомую сумму потребовал ремонт санузла Аксурской средней школы – 1 млн 311 тыс. руб., на ремонт системы водоснабжения этой же школы потрачено около 90 тыс. руб. Кроме того, выполнен демонтаж, монтаж котла отопления Карагайской средней школы (около 250 тыс. руб.), завершен пока ремонт стены Черноковской средней, хотя подрядчик своевременно определен, необходимая сумма бюджетом выделена.
— Как Вы оцениваете степень готовности школ к новому учебному году?
— Оценку проведенной работе дала межведомственная комиссия под председательством замглавы администрации района А.А. Сафрыгина, состав которой утвержден соответствующим документом главы администрации муниципального образования. В нее вошли представители управления образования, МЧС, госпожнадзора, Росгвардии, ГИБДД. Под особым контролем комиссии находились вопросы обеспечения пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе, в частности, работы систем водоснабжения, канализации, организации горячего питания, обеспечения антитеррористической безопасности. В настоящее время эта работа завершена. Руководителям нескольких школ рекомендовано в ближайшее время устранить выявленные недостатки, после чего будет проведена повторная проверка.
Что касается оценки, хочу сказать, что во всех образовательных учреждениях района к подготовке их к новому учебному году отнеслись ответственно, все школы готовы принять детей.
— Что вызывает беспокойство у начальника управления образования?
— Образование – это сфера, где проблем, требующих решения, в том числе незамедлительного, всегда много. Не последнее место в этом перечне занимает проблема обеспечения школ педагогическими кадрами нужной квалификации. Она присуща всем территориям, не только сельским. Несмотря на то, что условия работы в образовательных учреждениях, в том числе и нашего района, технологическое обеспечение учебного процесса меняются в лучшую сторону кардинально, к примеру, во многих школах нашего муниципального образования в этом смысле созданы прекрасные условия, тем не менее проблема кадров стоит достаточно остро. Особенно не хватает учителей математики, физики, иностранного языка, начальных классов. Поэтому руководители школ вынуждены действовать по принципу их взаимозаменяемости, периодически отправлять учителя того или иного предмета в командировку в соседнюю школу вместо отсутствующего. Этот вопрос в рамках отдельно взятой территории трудноразрешим.
Надо сказать, что в нашем районе предприняты весьма существенные меры для его решения. К сказанному о положительных моментах чуть ранее могу добавить, что индерские школьники первого сентября войдут во вновь построенное для них школьное здание, в настоящее время идет строительство Курьинской школы, прекрасные условия для детей созданы в новом школьном здании в с. Касьяново. В райцентре для учителей выделены две благоустроенные квартиры, кроме того, по две квартиры предоставлено педагогам в п. Заречном, селах Черное, Шишкина.
Надеюсь, что этот камень преткновения на пути обеспечения эффективной организации образовательного процесса рано или поздно будет устранен, а пока это основная головная боль руководителей школ и управления образования.
Беседовал Ишмухамет Гайсин
—