Понедельник, Декабрь 23, 2024
Общество

«Растим гражданина»

Конкурс с таким названием в рамках Всероссийского социального патриотического форума «Без срока давности: растим гражданина» прошел в Москве с 14 по 16 ноября. На форум съехались сотни участников со всей страны.  В этом году конкурс стал международным, специалисты сразу 5 стран направили свои конкурсные заявки. Всех их объединяет любовь к добровольчеству, к профессии и, конечно, к Родине. Форум инициирован Агентством социальных технологий и коммуникаций (АСТИК) и проходил при поддержке Фонда президентских грантов и Общественной палаты Российской Федерации. Участницей этого мероприятия стала учитель истории и обществознания Вагайской СОШ Виктория Александровна Чистякова. Она поделилась подробностями участия в форуме и ответила на мои вопросы.

̶   Проект «Без срока давности: растим гражданина» существует уже 6 лет. Как Вы о нем узнали? Как возникла идея принять в нем участие?

̶   Об этом проекте я узнала от завуча Светланы Николаевны Доброхотовой. Я получила сообщение с предложением поучаствовать в конкурсе и согласилась. Наработки и идеи по патриотическому воспитанию имелись, поэтому составить сценарий события (мероприятия) по воспитанию гражданина не составило для меня сложности. На тот момент я была в отпуске и собиралась поехать в качестве туриста в город-герой Волгоград. Все звезды сошлись: и мое желание участвовать в подобных состязаниях, и поездка на места воинской славы и героических событий, и опыт работы в сфере воспитания.

̶   В какой номинации принимали участие? На какую тему была Ваша работа?

̶   Моя работа «Победа советских солдат над нацизмом под Сталинградом», направленная на сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных граждан, организаторами конкурса была определена в номинацию «Нельзя забыть».

̶   Какие социально активные технологии Вы описали в своей работе?

̶  Уже находясь в Центральной библиотеке г. Волгограда я подумала, что неплохо бы на эту тему разработать социальный проект о жителях Вагайского района, в разное время ставших жертвами нацизма. На тот момент у меня уже не хватало на это времени, поэтому я ограничилась сценарием внеклассного мероприятия по истории. Я предложила использовать такие активные методы работы, как детские проекты «С. Водино – памятник детям, павшим от рук нацизма», «Мрачные тайны Балки Грачева Сталинградской области. Лагерь русских военнопленных», выступление с творческими номерами. На основе изучения информации по теме школьники должны создать и защитить свой проект квеста для учеников «Жертвы нацизма» и написать  пост в ВК на эту же тему.

̶   Предполагаете практическое применение технологии, представленной в работе?

̶ Несомненно, разработанный сценарий уже готовится к проведению весной 2023 года. С несколькими ребятами 7-х и 9-х классов мы начали исследовательские работы по данным темам. Но меня не покидает идея социального проекта, которая пришла мне в голову еще в Волгограде.

̶   Расскажите о Вашем участии в Форуме.

̶  Среди 10 000 заявок на участие в конкурсе моя работа вошла в 100 лучших. Но, к сожалению, в число финалистов я не попала. Однако меня пригласили на финал в качестве зрителя, где также предложили выступить на пленарной сессии всероссийского социально-патриотического форума «Без срока давности: растим гражданина». Тема трехминутного выступления «Разговоры о важном: перспективы развития». Я описала основанные на исследовании среди учителей и учеников МАОУ «Вагайская СОШ» данные о положительных и отрицательных сторонах этого курса.  Внесла несколько предложений, например, приглашать проводить занятия интересных спикеров: родителей, заинтересованных школьников, работников определенных отраслей,  расширять образовательное пространство и активнее сотрудничать с социальными институтами. В эти три дня Форума еще успела пройти курсы повышения квалификации «Формирование общероссийской гражданской идентичности школьников посредством реализации Федерального проекта «Без срока давности».

̶  Любой конкурс – это общение. Ваши впечатления от участия в форуме.

̶  Когда я летела на Форум, естественно, переживала. В первый же день перезнакомилась с доброй половиной участников и финалистов. Многие из них – стажисты, с огромным опытом работы и интереснейшими идеями. Некоторые применимы к нашей школе. Мне запомнился проект «Нескучная патриотика» Елены Титовой, заместителя директора АНО АСТИК, о том, как сделать так, чтобы патриотизм не вызывал отторжения у детей. Проект конкурса-викторины по музеям Москвы «Клуб неравнодушных», который предполагает создание олимпиады именно по материалам разных экспозиций музеев. Посещая музеи, видела много детей вместе с родителями, изучающими экспонаты и заполняющими бланки заданий олимпиады.  Проект «ПроМузей-73»  Ульяновской области создан на базе школы, с использованием QR-кодов. Особенно активное общение было с финалисткой и в дальнейшем победительницей конкурса из Заводоуковска,  учителем истории А.Ю. Деминой. В свободное время мы с Аленой Юрьевной объездили некоторые музеи города (музей Современной истории, Исторический на Красной площади, политехнический интерактивный музей «Дедушкин чердак»).

̶   Планируете еще участвовать в подобных конкурсах?

  ̶  Один вывод я сделала для себя: не стоит бояться участвовать в конкурсах и не стоит думать, что вы ничего не можете и не знаете. 80 процентов того, о чем рассказывали участники конкурса, мы делаем у себя в школе. Конкурс дал мне возможность самореализоваться, пополнить портфолио, повысить престиж своей школы. Сама по себе подготовка к конкурсу — это уже награда. Она позволяет не стоять на месте, приобрести ценный опыт, расти в профессии, расширить круг знакомств, попробовать себя в качестве спикера на форуме, в мастер-классах. Пусть я пока не победитель, но я сделала выводы о своей конкурсной работе. Осталось провести работу над ошибками и в следующем году поймать удачу за хвост.

Беседовала Надежда Карелина

Фото из личного архива В.Чистяковой