По зову сердца.
Герой моего повествования Сергей Васильевич Шевелев родился и вырос в Супре, как и все его предки. История его рода крепко сплелась с историей села. А одно из главных дел его жизни – сохранение и передача потомкам накопленной за годы жизни информации. Сергей Васильевич человек многогранный: местные называют его «хранителем истории» и краеведом, а еще он является старостой местного храма, который сам же и строит уже много лет. Но обо всем по порядку.
Детские годы.
Мой собеседник с детства был любознательным, имел пытливый ум и уникальную память.
«Я отлично помню некоторые события с трехлетнего возраста. Я рассказывал маме свои воспоминания, она удивлялась, но подтверждала — были такие случаи. В три года меня отдали в детский сад, тащили туда силой, уж очень я не хотел. Когда старшей сестре исполнилось 7 лет, а мне — 5, она пошла в школу, а я перестал ходить в детский сад. И эти два года до школы были, наверное, самыми счастливыми в моей жизни. В основном я ходил, в гости к местным старушкам, пел им песни, а они поили меня чаем и рассказывали всякие истории. Некоторые из рассказчиц застали царское время. Их истории запомнились на всю жизнь. Детский ум хорошо воспринимал информацию, и память была хорошая. Мои старшие сестры называли меня непутевым, говорили; «Все дети бегают, играют, а ты к старушкам ходишь». Одноклассники всегда считали меня человеком старомодным. За модой я никогда не гнался и до сих пор не гонюсь, даже песни люблю старинные песни»,- делится воспоминаниями из далекого прошлого мой герой.
Оставить потомкам.
Конечно, я поинтересовалась у Сергея Васильевича, записывает ли он собранные истории.
«Устной информации был собран большой багаж. Много тетрадей записано по истории села и моей семьи. Может быть, мои потомки заинтересуются и опубликуют эти материалы в книге . Многое помог подтвердить и дополнить мой друг Аркадий Быков. Он со мной делится информацией, найденной в архивах, а я — воспоминаниями. Так и помогаем друг другу», продолжает Сергей Васильевич.
Герой моего рассказа не воспринимает интернет и относится к нему с осторожностью. И на вопрос «Не хотите ли вы опубликовать свои труды в интернете?» без раздумий отвечает: «Нет».
«Мне звонят бывшие односельчане, которые давно разъехались. Я пишу им или рассказываю по телефону их родословную. И они тоже советуют: «Выстави в интернет». А я, во-первых, не дружу с интернетом, а во-вторых, считаю, это будет не совсем правильно. Потому что есть люди, которые могут злоупотребить информацией. А еще там есть не очень хорошие истории из жизни моих односельчан. И это может быть неприятно их родственникам. А если писать, то только всю правду», — считает мой собеседник. К слову, свое семейное древо он собрал до 16 поколения, с ответвлениями.
Шевелевы
Происхождение своей фамилии Сергей Васильевич обосновал так:
«На древнерусском языке слово «шевел» означало человек буйный, неспокойный. А «шевель» -это значит «шевелять», то есть – шепелявить. Скорее всего, у нашего предка Матвея Шевел была кличка «шевель», но писали без мягкого знака, так как этой буквы тогда не было. Значит, шепелявый был предок. А его дети — дети Шевеля-Шевелевы.».
История села…
Мечтой моего собеседника, как он сам признался, было желание выяснить, как образовалось их село, и кто его населял. Триста с лишним лет прошло, люди были малограмотные, информация передавалась устно от поколения к поколению.
«Деревня Шевелева (сейчас ее уже нет) располагалась рядом с Полуяновским (Шевелевским) бором, образовалась она лет на 20-25 раньше Супры. А Дубровное — лет на 5. И, по рассказам стариков, одна семья переехала из Шевелевой сначала в Дубровное, а позже — на супринскую сторону, в вотчину юрт-супринских татар. Будучи рыбаками и охотниками, братья облюбовали это место. Они и основали Супру в 1630 году. Мой друг Аркадий оспорил это предположение, утверждая, что эти события могли происходить не раньше 40-х. годов. В те времена внуки Кучума совершали набеги, а джунгары грабили их постоянно. И новосельцы не смогли бы себя защитить. Но мое мнение: если Дубровное, которое основано раньше, могло себя защитить, значит и мои предки могли. Тем более, что многие из них были казаками», — рассказывает Сергей Васильевич.
По поводу имени основателя тоже идут споры. Одни говорили, что его звали Сидор, а другие — Симон или Семен, третьи утверждали, что его звали Савелий.
«Один человек, интересующийся историей своего рода, приехал на свою родину в Супру, предоставил мне такие архивные данные: Матвей Шевел, Семейка Шевел, Матвей Семейкович Шевел, также описывается их вотчина у Куларовского погоста и их шевелевские земли. А Матвея сын Самсон Абросим уже числится в Супре. Я склонялся к имени Сидор, а все же вышло Симон или Семен. «Семейка» — нет такого имени в святцах, значит это имя нарицательное», — рассуждает мой собеседник.
Две истории.
Конечно, меня заинтересовал вопрос о происхождении названия поселения. На что у моего собеседника нашлись целых две истории: «Это место называлось так задолго до моих предков, прибывших в эти края. Во времена, когда Ермак проходил здесь, татарская деревня Юрт Супра уже существовала. Только не на этом месте. Предположительно она была как раз на нашей стороне. С течением времени менялось и русло могучего Иртыша, и место расположение поселений.
Название «Супра» образовалось, как объяснял один мудрый старик, от имени жены одного из вождей племени, которые когда-то жили здесь и занимались охотой и рыбалкой. Их вотчины располагались у реки. Жена вождя по имени Супра (с ударение на «У») утонула в реке. В честь жены вождь назвал реку, а со временем силой голоса стали выделять последний слог».
В Книге тобольского писателя Виктора Тоболякова предлагается другая версия. До прихода сибирских татар в этих местах жило племя. Люди этого племени, светлые и голубоглазые, были похожи на русских. Местные остяки или манси их звали сибиры, а ханты — сиберы. А они себя называли «супра». И вся округа возле речки называлась Супра».
История храма.
В деревне церковь, храм или часовня – это особое место и часто с богатой и сложной историей.
«В 1903 году здесь стояла часовня. В 1924 году ее закрыли. В 1929-м арестовали дьякона, который эту часовню строил, вскоре его расстреляли в Тобольске. В 1927 году образовалась комсомольская ячейка, и это здание выделили под клуб», — продолжает свой рассказ Сергей Васильевич. Мы доехали до описываемого им места, небольшого покосившегося от времени домика. И не скажешь, что этот дом претерпел столько на своем веку. А история его такова:
«В 1927 году в тот клуб заведующей приехала работать молодая девушка. В канун 10-летия Октябрьской революции она готовилась к празднику, прибиралась. Неожиданно рухнул потолок и задавил ее насмерть. Бабушки стали говорить — кара господня, а комсомольцы пеняли на ветхость здания. Но на тот момент дому было 24 года, и он было достаточно крепким. После этого несчастного случая здание стояло заброшенным. А в 30-м году, когда образовался колхоз, дом перевезли на место, где сейчас стоит памятник, там обосновалась колхозная контора. В 1965 году построили для нее новое здание, а этот дом перевезли на место, где он стоит сейчас. Позднее там открыли библиотеку, а после отдали под жилую квартиру. Последняя жительница этого дома умерла лет 6-7 назад», — рассказывает мой собеседник по дороге до Храма в честь Спаса Нерукотворного образа. Рядом с двухэтажным бревенчатым строением стоит молельный дом. Сейчас он не действует. Но история у этого здания тоже довольно интересная. «Это был большой кулацкий дом 1900 года постройки. Хозяев раскулачили в 32 году и сослали на север. Дом переоборудовали под интернат для школьников. Потом этот интернат раскатали и перевезли на место, где он сейчас стоит. К 1998 году он уже пустовал. Местный глава отдал помещение под молитвенный дом». Тут нас ждала необычная встреча. С крыши молельного дома нас жалобным мяуканьем приветствовал кот, спустя несколько секунд он уже ластился у ног моего собеседника . «Теперь кот единственный житель этого дома»,- улыбнулся мой собеседник.
Строительство храма
Рассказал Сергей Васильевич и о строительстве Храма в честь Спаса Нерукотворного образа, которое началось в 1999 году:
«В начале стройки помогали братья и местные жители. В 90-е годы сложно было всем. Епархия сама только на ноги вставала. В свое время материально и рабочей силой помогал Абалакский мужской монастырь. Уже много лет занимаемся отделкой. В основном вдвоем с сыном».
Основное помещение еще не функционирует. Там Сергей Васильевич занимается плотницкими работами. А вот малый придел построен по всем канонам, освящен и собирает на службы своих немногочисленных прихожан. Признаться, я не ожидала что в, казалось бы, недействующем храме идет своя размеренная приходская жизнь и каждое воскресенье здесь проходят службы. Строительство затянулось на долгие годы и продвигается сейчас только за счет личного энтузиазма старосты храма и небольших пожертвований прихожан. С 1998 года Сергей Васильевич является старостой храма. Выбрала его местная община, в которую входили в основном бабушки. Когда-то действовала воскресная школа, где Сергей Васильевич преподавал детям основы православия. «Молодежь перестала тянуться к вере. Дети, которые ходили в начале 2000-х годов, теперь уже повзрослели и уехали. А те, которые здесь остались и обзавелись семьей, перестали ходить в храм»,- сетует он.
История одной иконы — история одного чуда.
Когда строили храм, иконы собирали отовсюду, некоторые из них несли местные жители. Одна прихожанка принесла икону Серафима Саровского. «Когда были гонения, власти заставляли убирать иконы, и верующие прятали их кто как мог. Нашла эта прихожанка икону в доме своих предков в подполье. Изображения не было видно совсем, оно помутнело от времени и условий хранения. Хозяйка находки помыла икону и поставила в чистый угол. Долгое время молилась прихожанка с надеждой узнать, кто же там изображен. Через несколько лет на темной дощечке выявился лик Серафима Саровского. Эту чудесную икону она подарила храму. Теперь и другие жители села могут воочию увидеть проявившийся лик святого и помолиться ему.
Дерево без корней – бревно.
После нашего разговора я долго думала о связи поколений, о том, как важно знать своих предков и передавать знания своим детям. Так мы возрождаем семейные ценности и традиции. Храним и чтим историю не только своего рода, но и историю своей Родины. А также берем на себя дополнительную ответственность за то, что останется после нас.
Ирина СУХИНИНА Фото автора