Воскресенье, Декабрь 22, 2024
Образование

Обсуждаем проблемы – ищем пути их решения

Основное событие для педагогов, руководителей школ накануне нового учебного года – это, естественно, педагогическая конференция. Главный педсовет учительства Вагайского района, определивший траекторию дальнейшего развития системы образования на ближайшую перспективу, состоялся 30 августа в здании Вагайской средней школы.

В нем приняли участие руководители образовательных организаций, их заместители, специалисты управления образования, методисты, педагоги – предметники, воспитатели дошкольных учреждений, групп кратковременного пребывания. В пленарном заседании конференции принял участие и после его завершения отчитался о своей работе депутат Тюменской областной думы Юрий Михайлович Конев (тезисы его выступления будут опубликованы в очередном номере газеты).

В центре внимания реализация социального договора

И по форме, и по содержанию конференция нынешнего года существенно отличается от всех предыдущих.

Пленарному заседанию предшествовала работа семи секций учителей-предметников и руководителей разного ранга образовательных организаций, на которых в рамках общей проблемы конференции – «Региональный стандарт профессионального роста педагогического коллектива и механизм его реализации» – обсуждалась, по сути, реализация социального договора, принятого на областной августовской конференции 2015 года и заключенного между департаментом образования и науки, муниципалитетами и образовательными учреждениями.

Как отметил замглавы районной администрации Александр Анатольевич Сафрыгин, участник областной конференции нынешнего года, руководивший проведением пленарного заседания, «августовский педсовет в этом году стал многоступенчатым форумом. 23‑24 августа на базе ДК «Нефтяник» прошла областная педагогическая конференция, и наши учителя приняли в нем активное участие. Сначала вопросы обсуждались на дискуссионных площадках а затем на пленарном заседании перед широкой аудиторией эксперты обозначили значимые и острые проблемы, а также озвучили предложения по их реализации».

Профессионализм педагога – ключевой ресурс образования

По аналогичной схеме прошла конференция и в Вагае. Перед всеми участниками секций учителей-предметников была поставлена одна цель: выработать механизм реализации социального договора. А секция руководителей вырабатывала алгоритм деятельности в управлении коллективом, потому что профессионализм педагога был и остается узловой зоной ответственности и ключевым ресурсом образования.

Поскольку главной темой августовского педсовета являлся поиск путей реализации уже упомянутого социального договора, напомню основные его тематические блоки: это адаптация обучающихся пятых классов, формирование инварианта педагогических приемов и методов, развитие профессиональной и личностной культуры педагогов, обновление системы мотивации и вознаграждения учителей. В этом русле и шел разговор на секциях, на которых обсуждали вопросы методического и управленческого характера. Все это позволило всесторонне проанализировать и оценить итоги года с точки зрения выполнения социального договора, обсудить проблемы, выработать задачи и актуальную повестку на 2016‑2017 учебный год. О результатах групповой работы модераторы секций позднее, на пленарном заседании, доложили участникам районного педагогического совета.

Вагайских учителей поздравил В.В. Якушев

Апогеем конференции стало пленарное заседание. Обсуждению повестки районного педагогического совета предшествовало видеообращение к вагайскому учительству губернатора области В. В. Якушева: «Дорогие друзья, рад приветствовать вас на совете педагогических работников системы образования Вагайского района. Ежегодно это событие объединяет педагогическую общественность в поиске передовых идей и практик, позволяет делиться опытом работы с коллегами, выносить на обсуждение самые актуальные вопросы.

Жизнь всегда предъявляла к учительству самые высокие требования, выполнить которые порой совсем не просто. Хорошо знаю, с каким объемом работы вам приходится справляться. Вы с честью несете свою благородную миссию, всегда на виду, всегда в центре общественной жизни и поистине являетесь носителями знаний, культуры и человеческих ценностей.

Нам удалось многого достичь, мы идем к нашим общим целям единой, сильной, сплоченной командой, плечом к плечу. С радостью проживаем позитивные изменения, с достоинством проживаем трудности, вместе работаем над ошибками. Потенциал педагогов Вагайского района неисчерпаем. Благодаря вашему труду успешно развиваются детские и молодежные профориентационные проекты. Ваши ребята все чаще становятся победителями областных интеллектуальных олимпиад, спортивных состязаний, творческих конкурсов. Вы бережно храните культуру и традиции народов, проживающих в районе, воспитывая тем самым у подрастающего поколения патриотизм и любовь к родному краю.

Уверен, вагайским учителям по силам главная задача современного образования – воспитывать поколение самостоятельных, мобильных и востребованных специалистов, готовность к профессиональному общению. Доверие друг к другу и ежедневная работа над собой – это ключ к вашим личным успехам, победам ваших учеников и процветанию Вагайского района.

Уважаемые педагоги, в канун Дня знаний от всей души поздравляю вас с началом нового учебного года, желаю вам новых достижений, счастья и благополучия».

Главный тезис – снижение административных барьеров

Затем началась деловая часть пленарного заседания. Предваряя основной доклад, А. А. Сафрыгин рассказал о проблемах, выявленных на областных дискуссионных площадках, и социальных проектах по их решению: «На областной конференции поднималась тема информационной перегрузки школьников, умения фильтровать информацию и получать знания самостоятельно. Учителя затронули вопрос нарастающего объема личной ответственности педагогов и школы. По мнению участников дискуссии, сегодня на школу возложена ответственность за все, но объять необъятное невозможно. Учителя высказались за солидарную ответственность в обучении и воспитании школьников. Прозвучало предложение и о разделении функций учителя и классного руководителя.

Продолжением обсуждения стал вопрос социального иждивенчества и потребительского отношения к жизни. Иждивенчество учеников проявляется в позиции «дайте, научите, обеспечьте», а родителей – «научите и воспитайте ребенка, нам некогда». Но только в том случае, когда семья и школа становятся единомышленниками и в равной мере участвуют в этих процессах, можно достичь успеха.

Эксперты представили конкретные социальные проекты, призванные сделать школу более открытой, вовлекающей родителей в совместную деятельность и пространство школы. Пожалуй, самым болевым вопросом, которому была посвящена работа одной из дискуссионных площадок, стала тема снижения административных барьеров, отчетности и проверок в образовательных учреждениях. Педагоги не отрицают их необходимости, но считают, что нужно пересмотреть их перечень, проанализировать и уменьшить периодичность отчетов, по максимуму отказаться от бумажных форматов, а перейти к электронному документообороту. Отдельной строкой звучала тема упорядочения проверок различными инстанциями. Главный тезис – отвернуться от бумаг и повернуться лицом к ученикам, высвободить для них максимум времени».

В центре образовательного процесса человек

73-3

Доклад начальника управления образования П. Г. Гонцула стал логическим продолжением обсуждения проблем, предложенных вниманию учительской общественности района.
Петр Георгиевич дал детальный анализ качества решения задач, стоящих перед муниципальной системой образования, определяемых федеральной и региональной политикой в этой сфере, общей стратегией социально-экономического развития нашего региона.

«На начало 2015‑2016 учебного года школьная сеть района не уменьшилась, – сказал начальник управления образования. – В районе функционировали четыре основных, 18 средних, одна специальная коррекционная школа, восемь начальных школ – структурных подразделений базовых, один детский сад и восемь структурных подразделений учреждений дошкольного образования». Проанализировав количественные показатели системы образования района, П. Г. Гонцул отметил отрадный для сотрудников ДОУ факт, свидетельствующий об уровне их профессионализма: «При проведении диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе выявлено, что у них школьно-значимые функции сформированы на 99 %».

Анализируя итоги ГИА в 9‑х классах, докладчик отметил неплохие знания школьников по обязательным предметам, русскому языку и математике (общая успеваемость соответственно 99,1 % и 98,2 % при качественной 56,8 % и 38,1 %). Отмечено также низкое качество преподавания (а потому и соответствующее качество знаний девятиклассников) обществознания (средняя оценка по району 2,8), биологии (2,9), истории (2,5), информатики (2,7).

Аттестат с отличием получили 15 одиннадцатиклассников (для сравнения: по итогам предыдущего года – 8). В качестве достижения докладчик отметил положительную динамику итогов экзаменов по русскому языку и профильной математике.

«В центре образовательного процесса человек, а потому есть условия, способствующие его росту и процветанию, и есть сдерживающие его развитие. Наша же задача заключается не в повышении «урожайности» или «производительности» школ, как правило, в ущерб интересам учащихся и педагогов. Наша задача – в возрождении живой культуры каждой образовательной организации», – подытожил докладчик, завершая этот блок анализа работы школ.

Анализируя факторы, создающие дополнительные трудности в работе образовательных учреждений, Петр Георгиевич отметил проблему осуществления ежедневного подвоза школьников, «решать которую становится все сложнее и сложнее». Кроме того, актуальной задачей остается приведение образовательной среды в соответствие с нормами СанПиНа. В решении этой проблемы в последнее время есть заметные успехи, сказал докладчик. Так, в этом году на капитальный ремонт детского сада в с. Черное, ремонт Супринской, Иртышской школ израсходовано более 24 млн рублей.

Слагаемые регионального стандарта профессионального роста педагогов

Завершил свое выступление Петр Григорьевич оптимистично: «Анализ результатов, к которым привели изменения в системе образования за последние несколько лет, свидетельствует о точности выбора инструментария для решения поставленных масштабных задач. Это видно по ретроспективе наших августовских конференций, каждая из которых помогает сделать очередной шаг вперед как системы в целом, так и каждой образовательной организации в отдельности.

Мы не можем позволить себе остановиться и готовы сделать следующий шаг – к «региональному сообществу профессиональных коллективов». На деле, а не в красивых лозунгах. Итак, слагаемые регионального стандарта профессионального роста педагогического коллектива – это продуманная циклограмма адекватных реальной ситуации действий; отобранный перечень управленческих инструментов; реально управляемый спектр вопросов (задач), которые определяются в качестве обязательных для решения в текущем учебном году в каждом педагогическом коллективе».

Деловая часть конференции завершилась выступлением экспертов предметных секций, представивших участникам конференции социальный проект, иными словами, модель предполагаемых изменений и механизмов для решения главной задачи, поставленной перед учительством на предстоящий 2016‑2017 учебный год, – профессионального роста педагогического коллектива.

По заслугам и честь

73-2

По традиции, за успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса некоторые сотрудники образовательных организаций были удостоены поощрения. Почетной грамотой министерства образования и науки награждены Ирина Георгиевна Плесовских, директор Шишкинской средней школы, Латыфа Сабировна Уразова, учитель начальных классов Карагайской средней школы. Кроме того, восемь учителей удостоены Почетной грамоты и Благодарности департамента образования и науки, шесть – Почетной грамоты и Благодарности главы администрации района.

Насыщенная поиском путей улучшения качества образования августовская конференция завершилась концертом с участием талантливых сотрудников учреждений культуры с. Черное и райцентра.

Ишмухамет ГАЙСИН