Воскресенье, Декабрь 22, 2024
Образование

Педагог нового стандарта

С первого января нынешнего года обретает силу документа, обязательного для исполнения, приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. о введении профессионального стандарта для педагогов дошкольного и всех ступеней общего образования.
Процедура его введения в практику работы школ оказалась достаточно сложной и болезненной. Даже через два года после издания приказа, в 2015‑ом, на Всероссийском съезде педагогов было принято решение отложить введение нового стандарта на два года, до 2017‑го. За это время апробирование нововведения прошло в 43 регионах РФ (Тюменская область в этом не участвовала). Массовое же внедрение в российское образование нового стандарта педагога было запланировано начать с первого января 2017 года.
О педагоге нового стандарта, требованиях, предъявляемых к нему этим документом, рассказала заведующая методическим кабинетом управления образования Т. П. Копотилова.

– Татьяна Прокопьевна, какие основные нововведения в работе учителя выражены в профессиональном стандарте педагога?

– Новое время предъявляет новые требования к учителю. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то с развитием информационно-коммуникационных технологий функция педагога, естественно, снижается. Мы это видим на примере требований, предъявляемых сейчас к учителю при введении ФГОС в начальной и основной школах. Помимо предметных результатов, ему нужно научить детей совершенно новым компетенциям – умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве, то есть всему тому, что мы называем метапредметными. Кроме того, педагогу необходимо в совершенстве овладеть современными ИК- технологиями.

Надо иметь ввиду, что ключевая идея профессионального стандарта заключается в умении работать с разными категориями детей – одаренными, инвалидами, с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, сиротами и т. д.

Сейчас мы оцениваем работу учителя традиционными критериями – результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад, оценки, количество и качество проведенных мероприятий. А сейчас следует перестраиваться и начинать оценивать его по работе не только с успешными, но и с детьми «особой» категории. Может возникнуть вопрос: а как измерить эти умения? Как «перевести в баллы» такие качества? Как измерить уважение к личности ребенка или умение его защитить? Такие технологии и инструменты есть, в том числе, к примеру, анкетирование родителей, учащихся.

Нельзя не сказать и о таком требовании нового госстандарта, как умении определять «совместно с обучающимися, его родителями, другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития, разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития обучающегося».

Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагог должен овладеть следующими новыми компетенциями: технологиями работы с одаренными, технологиями работы в условиях реализации программы инклюзивного образования, уметь работать со школьниками, имеющими проблемы в развитии, с социально запущенными детьми, в том числе имеющими отклонения в поведении.

– Как профессиональный стандарт может повлиять на качество образования?

– Связь самая непосредственная. Во-первых, профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, соответственно – и качество образования. Во-вторых, стандарт обязывает повышать профессиональную подготовку, следовательно, постоянно профессионально расти. А качество системы образования, как известно, не может быть выше качества работающих в нем людей: выше профессионализм педагогов – выше качество образования.

– Как Вы считаете, какие трудности ожидают педагогические коллективы при внедрении требований государственного стандарта педагога? Какой должна быть технология его освоения?

– Вполне понятно, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанных в стандарте. Каждый руководитель образовательного учреждения вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, трудными, с инвалидами – в зависимости от условий своей школы.

Кроме того, надо иметь ввиду, что в обязанности учителя не входит коррекция сложных отклонений в поведении ребенка, но он должен вовремя распознать те или иные отклонения в его поведении для того, чтобы направить к нужному специалисту. Поэтому одно из важных требований, предъявляемых к нему, – это умение взаимодействовать с другими специалистами: социальным педагогом, психологом и т. д.

– Зачем педагогу нужен профессиональный стандарт?

– Во-первых, он явится основой для аттестации педагогических кадров и будет служить критерием для присвоения квалификационной категории или звания. Профессиональный стандарт, с одной стороны, является основой для анализа и реформирования системы образования, с другой, – для регулирования трудовых отношений. Новая система позволит выявить наиболее грамотных, ярких учителей.

– Татьяна Прокопьевна, подведем итог нашей беседы. Профессиональный стандарт педагога – это…

— …Это инструмент реализации стратегии образования, повышения его качества. Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога. Наконец, это средство отбора педагогических кадров в учреждениях образования и основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между педагогом и работодателем.

Ишмухамет ГАЙСИН