Воскресенье, Декабрь 22, 2024
Образование

Школы накануне нового учебного года

Эффективное управление образовательными организациями и создание условий для получения качественного образования всеми категориями обучающихся на территории муниципального образования являются одними из основных аспектов социальной политики местной власти в этой области.
Насколько успешно решаются эти вопросы в нашем районе, рассказал начальник управления образования П. Г. Гонцул.

– Петр Георгиевич, насколько был обеспечен финансами государственный стандарт образования в 2015‑2016 учебном году? Каков бюджет образования?
– Общая сумма расходов на образование в 2016 году составила 494 млн 846 тысяч рублей. Большая часть из них запланирована на реализацию задач, стоящих перед общим образованием, – 388975 тыс., на дошкольное образование – 90502 тыс. руб. В том числе и суммы, предусмотренные на проведение капитального ремонта объектов образования.

– В каких образовательных организациях запланированы работы по улучшению условий их жизнедеятельности?
– Бюджетом на капитальный ремонт школ предусмотрено свыше 7 млн рублей, в том числе Бегишевской, Супринской. Серьезных сумм потребовал капитальный ремонт детских садов в райцентре («Колосок», около трех миллионов рублей), в с. Черное («Ласточка», более 14 млн).

– Повышение заработной платы педагогических работников в последние годы значится в числе приоритетных задач. Как она выполняется?
– Средняя заработная плата учителя в истекшем году составила 30440 рублей, в дошкольных образовательных учреждениях – 27000.

– Как идет процесс приема образовательных учреждений к началу нового учебного года? По каким параметрам надзорные органы оценивают степень готовности школы?
– Как правило, эта обязательная процедура проходит в три этапа. По итогам надзорных мероприятий первых двух из них образовательным учреждениям выдаются предписания, содержащие перечень мероприятий, которые необходимо выполнить по улучшению материально- технической базы, обеспечивающей ее жизнедеятельность.
При оценке готовности проверке подвергаются системы водоснабжения, отопления, канализации, оснащение учебных кабинетов, пищеблока, медицинского кабинета, уровень освещенности, условия транспортировки детей, достаточность и исправность технологического оборудования пищеблока, своевременность прохождения медосмотра и профессиональной гигиенической подготовки и т. д. Одним словом, в поле зрения надзорных органов, Роспотребсоюза, Госпожнадзора, находится все то, что обеспечивает безопасные условия работы учреждений образования.
Третий этап проверки готовности школ к началу нового учебного года начался третьего августа. Уверен, что все школы учебный год начнут своевременно.

– Петр Георгиевич, каким было лето для вагайских школьников?
– В лагерях дневного пребывания, организованных при 20 школах в первую смену и трех – во вторую, отдохнуло 1515 школьников. Кроме того, в августе работает лагерь при Карагайской школе, в котором запланировано оздоровить 77 человек.
Программы работы всех лагерей получили предварительное экспертное заключение института развития регионального образования об их соответствии основным задачам, стоящим перед ними. Тобольское отделение Роспотребнадзора утвердило десятидневное меню с технологическими картами по каждому из лагерей. Все они получили официальный докумен, акт, являющийся основанием для начала работы оздоровительного лагеря.

Основное направление работы пришкольных лагерей, естественно, воспитательно-оздоровительное. Сотрудниками управления образования в ходе летней кампании проверена работа 18 из них. «Центр технологического контроля Тюменской области» 14 июня проверил соблюдение качества питания и процесс приготовления пищи в трех лагерях дневного пребывания – Куларовской, Зареченской и Казанской школ. Проведенная проверка существенных недостатков не выявила.

 В центре внимания педагогического сообщества района в настоящее время внедрение в учебно-воспитательный процесс федеральных государственных стандартов общего образования. В нынешнем году в этом режиме начинают работать седьмые классы. Человеку, работа которого не связана с педагогикой, достаточно сложно понять его требования. Если выделить главное, в чем суть ФГОС?
– Во-первых, образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые стандарты определяют до 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах и т. д. В этих условиях поменялось представление о роли учителя: он обязан стремиться к развитию индивидуальных особенностей ребенка и мотивировать школьников к самостоятельности.

Изменились подходы в оценке школьника. Раньше оценить успехи ученика в школе можно было, ориентируясь только на школьные отметки. Новые стандарты предписывают ученику наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и т. д. Новые стандарты вводят профильный принцип образования. Для старшеклассников определены пять профилей: социально-экономический, технологический, естественно-научный, гуманитарный и универсальный. На смену лабораторным работам пришли индивидуальные проекты, где каждый ученик может проявить себя. Наконец, учащимся 10‑11 классов предоставят возможность формировать индивидуальный учебный план. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору.

– На решении каких задач в муниципальной системе образования сосредоточит свое внимание управление образования в 2016‑2017 учебном году?
– Прежде всего на повышении эффективности управленческой деятельности администраций школ, на обеспечении перехода образовательных организаций на стандарт второго поколения и решении всего многообразия задач, связанных с его внедрением. Традиционными являются задачи, продиктованные обеспечением качества образования, технологий обучения. В числе приоритетов муниципальной системы образования будет работа с одаренными детьми, так как раннее выявление и воспитание таланта детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

В центре внимания управления образования, администраций школ будет выполнение рекомендаций Стратегии развития воспитания в Российской Федерации по формированию у школьников гражданско-патриотических, нравственно ценных качеств. Пристальное внимание будет уделяться мониторингу подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ.

Ишмухамет  ГАЙСИН

На снимке: П. Г. Гонцул