Пятница, Декабрь 5, 2025
Общество

Без вести не пропал

Эта история о пропавшем без вести, однако, он не пропал бесследно, хотя на запрос матери в ответе Главного управления кадров Министерства обороны СССР от 10 мая 1976 года значится, что «младший лейтенант Угрюмов Игнатий Степанович – заместитель командира минометной роты 725 стрелкового полка 113 стрелковой дивизии пропал без вести в июне 1941 года».
Игнатий Степанович Угрюмов родился 28 мая 1916 года в крестьянской семье в деревне Захарово Вагайского района. 1936 году он поступил в школу ФЗУ. Получил профессию электрика. В 1937 году вступил в ряды РККА, служил писарем в воинской части в Забайкалье, затем в 1938 году поступил в Казанское военное пехотное училище, после окончания которого был направлен служить в Сибирской военный округ. Назначение получил в 365 стрелковый полк 119 стрелковой дивизии на должность командира взвода. Дивизия находилась в г. Красноярске.


29 ноября 1939 года началась Советско-финская война. 1 января 1940 года командование дивизии получило приказ о следовании на Советско-Финский фронт. Здесь дивизия пробыла с 23 января по 17 марта 1940 года, располагалась в районе Кирконоки по побережью Ладожского озера. Непосредственного участия в войне дивизия не принимала, за исключением 349-го легкого артиллерийского полка, который вел активную артподготовку. 17 марта 1940 года дивизия отбыла к прежнему месту своей дислокации в Сибирский военный округ. 5 апреля 1940 года прибыла в Красноярск и, перейдя на штаты мирного времени, приступила к повседневной учебе личного состава.
10 мая 1941 года Игнатий Угрюмов был переведен командиром взвода в 670 стрелковый полк 201 стрелковой дивизии, располагалась эта дивизия в г. Омске, но вскоре была переброшена в Западный военный округ. Здесь мл. лейтенант Угрюмов получил новое назначение – зам. командира минометной роты 725 стрелкового полка 113 стрелковой дивизии.
Дивизия принимала участие в присоединении Западной Белоруссии и Советско-финской войне. Дислоцировалась в г. Слуцке. В мае 1941 года вместе с 42-й, 56-й, 75-й и 85-й стрелковыми дивизиями Западного особого военного округа была выдвинута ближе к границе. На 22 июня дивизия располагалась в Семятыче и окрестных деревнях (Западная Белоруссия).
22 июня, с началом войны, подразделения дивизии попали под мощный артиллерийский обстрел и авиационный налет и понесли значительные потери. Тем не менее, дивизия была приведена в порядок и выступила из Семятыче на северо-запад для занятия рубежа обороны. На марше колонна дивизии была атакована немцами и рассеяна. Уцелевшие части к утру 23 июня отступили за Нурец и находились в районе Боцьки. Часть 679-го стрелкового полка и 149-й разведбатальон, не успевшие отойти за Нурец, были уничтожены в районе южнее Боцьки. 725-й стрелковый полк отошел в полосу 49-й стрелковой дивизии и действовал в дальнейшем вместе с ней.Войска противника быстро прорвали оборону дезорганизованных остатков дивизии на реке Нурец и продолжили наступление. Фактически дивизия как соединение прекратила своё существование. Тем не менее отдельные подразделения смогли выйти из окружения, а второй, тыловой, эшелон дивизии, не участвуя в боях, сумел отступить к Слуцку, где был привлечен к организации обороны в Слуцком укрепленном районе. Дивизия была официально расформирована 19 сентября 1941 года.
На этом рассказ о герое моей статьи вроде бы должен закончиться. Однако, нет! Изучая базы архивных документов, я нашла карточку военнопленного мл. лейтенанта Угрюмова Геннадия Степановича. За исключением имени все остальные данные в ней совпали с данными Угрюмова Игнатия Степановича!


Из этого документа следует, что Геннадий (Игнатий) Угрюмов попал в плен 2 июля 1941 года около населенного пункта Зельва (находится между городами Волковыск и Слоним в Гродненской области Белоруссии). Здесь же указаны данные родителей: имя отца – Степан и девичья фамилия матери – Арканова. И, конечно же, по этой карточке появилась возможность проследить его дальнейшую судьбу.
После пленения Игнатий Угрюмов сначала оказался в одном из крупнейших концентрационных лагерей Германии Stalag IV B, располагавшемся близ Мюльберга в Саксонии. Но уже в ноябре 1941 года он был переведен в Stalag IV Н (Цайтхайн) – нацистский лагерь для советских и итальянских военнопленных. А уже из него в феврале 1942 года переведен в Stalag IV С, который располагался в Быстрице (ныне часть города Дуби) в оккупированной немцами Чехословакии (ныне Чешская Республика) в регионе Рудные горы. Лагерь располагался в центре города при фарфоровой фабрике. Имел резервный лазарет. Большинство военнопленных, попавших сюда, были прикреплены к рабочим командам и выполняли самые тяжелые работы на заводах и в шахтах. Отметка о принадлежности к Arbeitskommandos in Reinowitz (Рыновиц, Rýnovice (немецкий: Reinowitz) является частью города Яблонец район Яблонец, регион Либерец) есть и у Игнатия Угрюмова.
Умер Игнатий Степанович Угрюмов 11 апреля 1942 года.
Мне удалось найти его имя в списке захоронения, которое находится в Рыновице за заводом Tedom (бывший ЛИАЗ). Здесь установлен памятник жертвам Второй мировой войны. В 2010 году рядом с ним установили 90 надгробий с именами умерших.
Не знаю, известно ли что-то из всего этого родственникам И.С. Угрюмова, но тем не менее теперь уже доподлинно известно, что Игнатий и Геннадий – это один и тот же человек, и он не пропал без вести в 41-ом, а погиб в плену от непосильного рабского труда и истязаний.