Суббота, Апрель 20, 2024
ОбразованиеОбщество

Мой вклад в развитие дополнительного образования

Педагог дополнительного образования. Кто это? Это специалист, занимающийся с детьми вне школьной программы. Это человек, способный ориентироваться в области интересов обучающихся, творчески работать с ними, не забывая при этом, что в его руках хрупкие детские души, ожидающие тепла, доброго слова, понимания.

В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию детей. И это вполне объяснимо. Ведь именно от профессионализма педагога зависит развитие творческого потенциала, личностное самоопределение, характер, воля, здоровье, воспитание каждого ребёнка. На мой взгляд, это возможно при условии, что руководитель объединения постоянно совершенствует методики и формы для взаимодействия со своими подопечными и их родителями, стремится заинтересовать их, делится своим опытом с коллегами, использует в своей работе современные образовательные технологии, считает работу смыслом жизни, верит в творческие силы каждого ребёнка.

Почему я стала педагогом дополнительного образования спортивного направления? Интерес к физической культуре мне привили мои родители, которые увлекались спортом, и мой первый тренер. Еще в детстве представляла себя учителем физической культуры. И этой мечте суждено было осуществиться. Будучи студенткой техникума физической культуры и спорта, наряду с занятиями лыжными гонками увлекалась спортивной аэробикой.

В Центр дополнительного образования пришла семнадцать лет назад. До этого несколько лет работала учителем физической культуры в сельской школе, методистом в районном Доме культуры. Всегда считала, что, работая в учреждении дополнительного образования, получаешь больше возможности для творческого развития и спортивного совершенствования детей, для самостоятельного выбора форм и методов работы с обучающимися.

Ещё работая в Доме культуры и наблюдая за занятиями танцевальных групп народной направленности, я загорелась идеей создать танцевальный коллектив, коренным образом отличающийся от привычных, традиционных, соединивший движение аэробики с акробатическими упражнениями. Так появился в Центре дополнительного образования новый вид танцевальной деятельности. Несколько месяцев работала над созданием программы, изучая интересы детей нашей территории, советуясь с профессиональными тренерами учреждений области. Я чётко понимала цель, к которой стремилась. Меня интересовал и увлекал процесс её реализации.

Самым главным в это время был вопрос: «Как привлечь детей в объединения?» Презентация программы секции… Отбор детей… И, наконец, самый важный момент в работе педагога дополнительного образования – формирование таланта детей. Я понимала, что нелегко добиться того, чтобы твои подопечные шли на занятия спортивными танцами с радостью и интересом.

И вот первый мой набор малышек. Помню их неловкие, неуверенные движения, вопрос, который возникает после увиденного: «Почему у девочки не получается данный элемент танца, гимнастического или акробатического упражнения?». Ночные раздумья о том, а что необходимо сделать для того, чтобы ребёнок получил удовлетворение от выполнения упражнения, преодолел трудность?» Помогают слова В.А. Сухомлинского: «Чтобы поддерживать ребенка педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребёнка и всего, что с ним происходит…» Вспоминаю, как сама в этом возрасте преодолевала трудности, как помогал мне мой тренер и нахожу выход. На следующем занятие еще раз повторяем с девочкой элемент танца, рассказываю ей, как я, будучи маленькой, училась выполнять подобное. Ещё раз детальный повтор элемента вместе с ученицей, слова одобрения в её адрес. И девочка начинает парить, выполняя движение, и сиять от радости. Вот он, первый успех! Это сложнее любого конкурса, в котором участвуют мои воспитанники.

Каждое занятие с детьми стараюсь проводить с удовольствием, стремлюсь не только раскрыть способности каждого ребёнка, но и помогаю ему почувствовать себя счастливым при достижения даже малейшего успеха.  Очень хорошо об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Нельзя забывать, что ребёнок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребёнку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагога».

Мои выпускники.  Они идут по жизни с девизом: «Только вперёд и ни шагу назад!», который призывает идти, преодолевая трудности, и верить, что все в твоих руках. Не одному поколению своих выпускников я цитировала слова В.А. Сухомлинского: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появиться мысль отступить, пойти по лёгкому пути». Мои повзрослевшие дети не оставляют занятия танцами. Многие, поступив в учебное заведение, продолжают выступать на Международных и Всероссийских конкурсах   современного танца. Они часто бывают у меня, рассказывают о своих успехах, проблемах. Обращаясь к воспоминаниям, на перебой задают один и тот же вопрос: «Наталья Алексеевна, а Вы помните…?» Для меня это означает, что занятия танцами оставили след в душе каждого выпускника.

Родители моих воспитанников. Это не только полноправные участники образовательного процесса, но и первые мои помощники. Я их с гордостью могу назвать золотыми. Они вместе с детьми во время открытых занятий познают тонкости спортивного танца. Если для постановки номера нужен реквизит, к нам на помощь спешат родители. Они занимаются украшением сцены, следят за порядком во время концертов, участвуют в планировании воспитательных мероприятий, в подготовке к конкурсам. А самое главное — помогают своим детям отработать те или иные элементы танца или акробатики. Поэтому мне близка мысль В.А. Сухомлинского о том, что именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания.

Думаю, что если бы не мои воспитанники и их родители, то, наверное, не было бы у нас таких результатов работы. А сколько радости можно увидеть на их лицах после победы на конкурсе! В такие моменты понимаешь, что твой труд нужен людям, он делает их счастливыми.

Я часто задумываюсь над вопросом: «Что же есть в этой профессии такого, что привлекает меня?» То, что я люблю своих детей, безусловно. Но ещё ощущение того, что я многое могу им дать. Ведь рядом со своими воспитанниками я чувствую себя нужной, а значит счастливой.

Каков мой вклад в развитие дополнительного образования? Наверное, в создании в нашем Центре востребованного вида секции — «Спортивные танцы», в передаче опыта своим коллегам, в моих выпускниках, которые остаются преданными тому, чему я их учила на протяжении многих лет, в том, что я не представляю своей жизни без своих детей, без работы.

Насколько велик этот вклад, судить сложно. Но я счастлива, что занимаюсь любимым делом.

«Когда труд – удовольствие, жизнь хороша!» — писал М. Горький. Я полностью согласна с этим высказыванием. По-другому, на мой взгляд, и быть не должно.

 

Автор: Мингалёва Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования Муниципального автономного    учреждения дополнительного образования «Вагайский центр спорта и творчества», участница конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», посвященного 100-летию государственной системы дополнительного образования детей в России.