Зажженный Вами свет не погаснет и через много лет

В связи с предстоящим профессиональным праздником – Днем учителя – хочу рассказать о своей коллеге (в прошлом), учителе русского языка и литературы, директоре Шестовской средней школы Желниной Светлане Геннадьевне, сумевшей создать в ней, по выражению ныне ветерана педагогического труда, много лет работавшей в этом учреждении, А. Желниной, «островочек тепла и света, добра и разума, красоты и культуры».

В течение десятилетий мы встречались с ней на разных совещаниях, заседаниях, пленумах, конференциях и других значимых и не очень значимых мероприятиях, проводимых органами власти.

Процитирую несколько строчек из емкой характеристики, данной руководителю Шестовской средней школы в книге «Учитель, перед именем твоим…» (2008 год, г. Тюмень), посвященной Заслуженным учителям Российской Федерации, одной из героинь которой является Светлана Геннадьевна: «Широкая эрудиция, высокая культура, деловитость, умение видеть перспективу, способность привносить в работу новое, передовое, создавать в  педагогическом коллективе творческий настрой – отличительные черты Светланы Геннадьевны как руководителя».

Уроженка Тобольского района, она после окончания Тобольского педагогического института в 1978 году  по распределению должна была поехать на работу в г. Сургут. Как известно, лучшие выпускники учебного учреждения имели право выбора, в «престижные» территории направляли тех, кто в рейтинге значился в числе первых. Однако Вагайскому району повезло больше. Будущий муж, вероятно,  почувствовав неладное, сразу после получения ею направления по телефону сделал ей предложение. Изумив членов комиссии (подобное, видимо, происходило нечасто), выпускница изменила свое решение и тут же обратилась с просьбой направить ее в Вагайский район.

«Лучшее отдаем Вам в руки, Николай Васильевич, берегите и заботьтесь! – представила декан филологического факультета молодого учителя русского языка и литературы заведующему отделом образования Н.В. Чусовитину. Пророчицей оказалась Валентина Никитична (декан). В числе лучших и была Светлана Геннадьевна все годы работы на педагогическом поприще – учителем русского языка и литературы, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, директором Шестовской средней школы.

«Помню, как Светлана Геннадьевна пришла в наш коллектив, — рассказывает победитель  муниципального этапа конкурса на звание «лучшего» учитель физики А.П. Желнина, — открытая, общительная. Приятный голос, хорошая дикция, отличные знания, умение работать с детьми завораживали их».

Через семь лет, в 1985-ом, Светлана Геннадьевна переведена на руководящую должность, ОВВР, а еще через три, в 1988-ом, назначена директором. К руководству школой пришла в достаточно сложное время. Наступала время коренных преобразований в просвещении. К тому же, помнится, в Шестовской школе в те годы довольно часто менялись руководители. С приходом Светланы Геннадьевны, уже обретшей некоторый опыт руководящей работы, ситуация стала изменяться. Настойчивость, упорство вновь назначенного директора, ее хозяйственная жилка позволили  вскоре перейти в новое школьное здание, а в отремонтированном старом разметить столовую и некоторые подсобные службы, значитель пополнена материально-техническая база учреждения.

Впервые мне основательно довелось познакомиться с системой работы Шестовской школы  на пленуме, проводимом на ее базе  райкомом профсоюза и отделом образования. Светлана Геннадьевна делилась опытом работы по одной из многочисленных  школьных проблем. Она обладает очень ценным для педагога даром —  выразительным голосом.  Рассказывая об опыте работы школы, приводя конкретные примеры, интонационно выделяя значимые мысли, слова, меняя динамику и окраску голоса, она сумела убедить участников мероприятия в правильности и результативности  выбранного школой направления. Между прочим, говорят, что красивый голос – признак уверенной в себе, гармоничной личности, доброй натуры.  Не случайно ее коллеги характеризуют своего директора как «удивительного человека, личности сильной, неординарной, доброй» («Сельский труженик» от 7 февраля 2001 года).

Светлана Геннадьевна – единственная из руководителей школ района, принимавшая участие в трех конкурсах профессионального мастерства. В 1990 году, участвуя  в конкурсе «Учитель года», проводимом впервые, она сумела доказать, что достойна этого высокого звания: решением жюри конкурса ей присуждено первое место. В 2004-ом, участвуя в конкурсе «Лидер образования», заняла второе место. Небезынтересна и предыстория ее участия в нем. «Когда меня назначили директором школы, я как-то агитировала коллег принять участие в одном из районных конкурсов, — рассказывает Светлана Геннадьевна, — однако услышала в ответ от одного из ветеранов-педагогов: «А Вы сами не хотите поучаствовать?» Думаю, именно эти слова, которые я запомнила на всю жизнь,  и определили мой «должностной имидж»: начинать любое дело  всегда с себя и всегда самой принимать непосредственное участие во всех делах школы и района». Уже через год, в 2005-ом, «должностной имидж» сподвиг ее участвовать уже в областном конкурсе «Руководитель года», на котором она достойно представила  Вагайский район.

Подтверждением ее убеждению «принимать в любом деле участие самой» являются строчки из уже упомянутой статьи в газете: «Наша директриса не чурается взять лопату или грабли, или метлу и заняться хозяйственными делами. По весне ее чаще всего можно увидеть именно там, в огороде, на школьных грядках. Кстати, школьная ферма, на которой выращивали свиней для удешевления детского питания, прекратила свое существование последней из аналогичных  «хозяйств», некогда  бывших почти в каждом  образовательном учреждении, пришкольный участок обеспечивал столовую богатым ассортиментом овощей.

«С самого начала моей работы в должности директора я стремилась убедить делами, их результатами моих коллег, педагогический коллектив, что мы не хуже других, что нам есть, что показать и рассказать, что нам просто необходимо заявить о себе, зарекомендовать», — говорит  Светлана Геннадьевна. И то, что  они успешны, развивались, шли в ногу со временем, верили в себя и свои силы, шестовцы доказывали многократно.  На районных семинарах директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, педагоги делились своим опытом по актуальным проблемам обучения и воспитания детей. Шестовские школьники уровень своего интеллекта успешно демонстрировали,  участвуя в предметных олимпиадах районного и областного уровней, творческих конкурсах, соревнованиях, успешно сдавая единый государственный экзамен.

«Ученик способен на гораздо большее, чем он сам предполагает, и потому нужно побуждать его трудиться  с предельной интенсивностью», — считает моя героиня. Потому, говорят ее коллеги, и строила свои уроки учитель исходя из своих убеждений: дети работали с дополнительной литературой, писали рецензии, ее уроки – это уроки раздумий, уроки вдохновения. Духовное богатство учителя, личностное начало в преподавании литературы, оригинальный взгляд на изучаемое, нестандартные уроки обеспечивали результативность творческих исканий педагога.

В образовании я работал  почти 40 лет и знаю, что дети ждут на урок учителя требовательного, но справедливого, внимательного, понимающего, с чувством юмора, творческого и готового оказать помощь в трудную минуту. Учителя, умеющего повести за собой, интересного в общении, стремящегося постоянно познавать новое, умеющего чувствовать ребенка, учителя такого, как Светлана Геннадьевна Желнина.

С профессиональным праздником Вас, коллега!

Ишмухамет Гайсин