Земский учитель: тёплая встреча в холодной Сибири

Нельзя долго сидеть на одном месте. Нужно выходить из зоны комфорта, уверен Денис Калитин, учитель английского языка Черноковской школы Вагайского района.

В прошлом году он серьёзно поменял свою жизнь — переехал из солнечного Краснодарского края в заснеженную Сибирь, став участником программы «Земский учитель».

Добровольная «ссылка»

О том, что есть такая форма поддержки специалистов, молодой человек узнал в новостях. Идея понравилась. А дальше — дело техники: изучил детали и подробности программы по интернету и решил рискнуть. Уточним: проект «Земский учитель» получил название по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участники получают денежную выплату в размере 2 миллионов рублей на Дальнем Востоке и 1 миллион — в других регионах.

— Зарегистрировался на сайте профессионального конкурса, подал заявку. Готов был ехать в любую область России. Куда судьба забросит, — вспоминает Денис Павлович. — Потом начались карантинные каникулы… О своей заявке уже и забыл. А летом мне позвонили из департамента образования Тюменской области, попросили прислать необходимые документы. Сразу же всё отправил и через какое-то время приехал сюда, в Тюменскую область. Меня встретили черноковцы в Вагае, привезли в школу, накрыли стол, покормили.

— Да вы рисковый человек! Так резко сменить климат и регион. Перебраться в места, где ни друзей, ни родных… К слову, как родители отнеслись к вашему решению? — допытываюсь.

— Были удивлены, но и не препятствовали. В наше время несложно переехать из одной части страны в другую. Благодаря современным средствам связи можно общаться когда и сколько захочется. Что же касается друзей… Теперь они есть, появились почти сразу. Люди, которые ещё вчера были мне не знакомы, охотно помогли обжиться. Жильё предоставили служебное — квартиру в двухквартирном доме.

Преимущество молодости: ты легко срываешься с места, пробуешь что-то новое, знакомишься. И всё же к сельскому образу жизни привычка требуется. По щелчку пальцев от капризов городского жителя не избавишься. По себе сужу…

— Да, поначалу казалось странным, что «Магнита» у дома нет, — смеётся Денис Калитин. — Сейчас уже пообвыкся. Два-три месяца поработал — затосковал по родным. Съездил на новогодние праздники домой. Отдохнувший, весёлый вернулся обратно, в Вагайский район. Сейчас таких мыслей нет. Ощущение, как будто всегда здесь жил. Хотя… многие друзья подшучивают, что я добровольно в ссылку уехал.

Не ошибиться с выбором

Школа в Чёрном — компактная и уютная. Такие «мелочи» невольно замечаешь взглядом не журналиста, а родителя. Своего сына сюда точно отправила бы учиться. Пятиклассники запросто общаются с выпускниками. Разделения на группы по возрасту нет. Одно из важных преимуществ сельской школы.

— Повезло, что попал в такой коллектив: педагоги здесь дружные, отзывчивые, доброжелательные. Всегда помогают, с каким бы вопросом ни обратился. Татьяна Леонидовна (Татьяна Таскаева, заведующая филиалом. — Прим. авт.) ко мне как к сыну относится. Даже контроль такой же, как дома. Не забалуешь, — замечает. — Она хороший, опытный наставник, приходит на уроки, даёт советы по методике преподавания.

Нагрузка у молодого педагога серьёзная: по восемь уроков в день. Плюс классное руководство: Денису Павловичу доверили 9-й класс. Английскому он учит и второклашек, и одиннадцатиклассников. Плюс раз в неделю ездит в деревню Индери, там проводит занятия в начальных классах. К каждому возрасту свой подход требуется.

— Мне несложно его находить. Люблю с детьми общаться, — уверяет.

— Потому и выбрали такую профессию? — предполагаю.

— Наверное… — задумывается неожиданно для меня. — Пока учился в академии, как и мои сокурсники — нас, парней, было четверо, — думал: какая школа? Пойду в переводчики. Тем не менее все мы работаем сейчас в школе.

По диплому Денис Калитин — учитель английского, испанского языков. В 2014 году он окончил Армавирскую государственную педагогическую академию. Практиковать испанский пока не удаётся. Зато приходится самостоятельно изучать немецкий. Чтобы вести уроки в сельской школе ещё и по этому предмету.

— У романо-германской группы языков общие корни. Знаешь один язык, можно достаточно быстро и другой вы-учить. Это легко, — рассуждает.

Про общие корни не спорю. По поводу лёгкости позволю себе не согласиться: терпение и желание требуются. Ещё много разговорной практики. У самой за плечами пять лет иняза (Горловка, Украина).

Помню, в детстве и юности стремилась стать учителем. Получив аттестат, даже не сомневалась в том, что документы подам только в пединститут. Поступила, выучилась. Пришла работать в школу учителем французского… В первый же год поняла: не моё. Каждая школа — как суверенное государство со своими законами и порядками. Не смогла со своим чересчур мягким характером вписаться в этот мир.

У Дениса Калитина получилось: трудности его не пугают. Готов преодолевать, творчески расти и развиваться. Он был волонтёром-переводчиком, ездил в Сочи на Олимпиаду в 2014 году. Увлекается горным спортом, туризмом. На родине каждое лето проводил в горах. Любит хорошее кино и книги. Учителю надо быть разносторонним человеком, мастером на все руки. Если нужно спеть, сплясать — пожалуйста!

— В следующем году хочу попробовать свои силы в конкурсе «Педагог года», — делится планами. — До переезда сюда пять лет отработал в родном городе Гулькевичи, участвовал в таком конкурсе. Это встречи, знакомства, общение… За несколько дней успеваешь столько всего узнать полезного. Наработки коллег можно использовать потом на своих уроках. Конкурс — обмен опытом. Да, подготовка отнимает много времени. При желании оно найдётся. Желание у меня есть.

— Теперь уже не сомневаетесь в выборе профессии?

— Нет! — с ходу отвечает. — Когда устраивался учителем, думал: годик поработаю — и хватит. Может, что-то другое найду. Теперь не представляю себя вне школы. Затянуло… Здесь я на своём месте.

…Считается, школа для детей — как второй дом, семья. В идеале она должна быть полной. Тогда и формирование личности происходит более естественно, без перекосов, уверяют психологи. Статистика неумолима: в современной школе работает около 15 процентов учителей-мужчин.

Как привлечь в профессию представителей сильного пола? Рассуждений на эту тему в интернете множество. Среди предложений — увеличение зарплаты, программы, предусматривающие различные льготы… Нашему герою повезло стать «земским учителем». Повезло и сельским ребятам учиться у такого — увлечённого своим предметом — педагога.

Любовь Киселёва Парламентская газета «Тюменские известия»