Банки будут возвращать клиентам переведенные мошенникам деньги
Изменения в ФЗ «О национальной платежной системе», направлены на повышение финансовой ответственности банков и усиление борьбы с кибермошенничеством, вступят в силу 25 июля.
Банк обязан вернуть клиенту похищенные деньги в том случае, если он допустил перевод средств на мошеннический счёт, который находится в базе Банка России, сообщает отделение по Тюменской области Центрального банка Российской Федерации.
База содержит большое количество уникальных идентификаторов, в том числе данные о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Сейчас в базе несколько десятков тысяч подозрительных счетов.
Эти сведения доступны всем банкам, и они должны учитывать их при совершении переводов. Срок возврата денег – 30 дней с момента получения заявления от пострадавшего, по трансграничным переводам – 60 дней.
«Законом предусмотрен двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счёт. О сомнительной операции он уведомит клиента, а человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод. Как правило, преступники во время общения с жертвой настаивают на немедленных действиях, например, предлагают срочно «отменить заявку на кредит» и перевести деньги на безопасный счёт. Нововведение защитит клиентов банков от таких мошеннических действий», – рассказал эксперт отделения Банка России по Тюменской области Алексей Нохрин.
Кроме того, по новым правилам банки обязаны блокировать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег – дропперам.
Учитывая, что информация о таких «помощниках преступников» содержится в единой базе данных Банка России, они не смогут пользоваться банковскими услугами ни в одной кредитной организации. Это позволит прервать цепочку вывода похищенных денег, а также повысит вероятность возврата денег пострадавшему.
Тюменская линия