Пятница, Декабрь 5, 2025
Общество

Мир – через объектив Вагайского фотолюбителя

В нынешнее время фотокамера есть на каждом смартфоне. Любой может запечатлеть тот или иной момент, просто достав телефон из кармана. Такие фотографии становятся личными архивами, хранящими воспоминания о поездках, встречах с друзьями, праздниках и других значимых событиях.

19 августа отмечается Всемирный день фотографии, а это значит, что к этому празднику имеют отношение множество людей – те, кто любит фотографировать и фотографироваться. Это хобби у многих перерастает в истинное увлечение, когда человек вместо телефона берет в руки фотоаппарат. Именно на этом этапе и начинается  настоящее волшебство.

В этой статье я хочу рассказать о человеке, который увлекся фотографией задолго до изобретения мобильного телефона с камерой. Я уверена, что каждый, кто хоть раз видел его снимки, отметил всю их красоту, кропотливый труд и душу фотографа.

Сама я впервые столкнулась с творчеством Владимира Алексеевича Толстова лет десять назад на одной из фотовыставок, организованной во Дворце культуры. На ней фотограф-любитель представил свои снимки в технике макросъемки, и они покорили всех посетителей без исключения.

«Первый фотоаппарат я получил в качестве подарка на день рождения, — вспоминает Владимир Алексеевич, — учился я тогда в третьем классе». В советские годы многие мальчики и девочки активно увлекались фотографией, посещали фотокружки, учились друг у друга. Тогда-то герой моей статьи и понял, что важно не просто запечатлеть объект, а необходимо сделать это правильно, так сказать профессионально.

Обязывало к обучению и то, что снимков «нащелкать» много нельзя, ведь фотопленку тоже нужно было покупать. Далее, чтобы получить снимки, необходимо проделать работу с негативами – проявить, промыть, закрепить, снова промыть. А после печати фото вновь повторить эти же действия. В общем, каждого фотографа ждал трудоемкий процесс. Но Владимир Алексеевич с ностальгией вспоминает то время.

Новенький фотоаппарат «Школьник» стал неотъемлемым другом и товарищем третьеклассника Володи – в школе, на различных мероприятиях, в походах. Постепенно он  изучал правила композиции, научился работать со светом. Как и все фотографы особенно любил «живые» фотографии, когда люди зачастую не видят, что на них нацелен объектив. «Такие фото получаются более искренними, непринужденными», — говорит Владимир Алексеевич.

За годы своего увлечения он опробовал множество фотоаппаратов – «Горизонт», «Сокол», «Зенит» и другие. Часто выезжал на природу с аппаратом «Зенит ФС». Этот фотоснайпер, несмотря на вес и массивность (один только объектив весил 3 килограмма), сопровождал его во всех поездках, и снимки получались замечательные, ведь дальность объектива позволяла приблизить объект на расстояние до трехсот метров.  

Затем стал снимать на цветные пленки, освоил так называемую «слайдовую фотографию». Потом у него появилась кинокамера «Кварц 5» и кинопроектор «Луч-2», предназначенный для демонстрирования черно-белых и цветных 8-мм кинофильмов.

Как вы поняли, моделей фотоаппаратов в руках фотографа-любителя побывало немало. И каждый аппарат заставлял учиться чему-то новому, по-разному смотреть на процесс фотосъемки. Но одно дело – техническая сторона, а другая – взгляд художника. Любая, даже самая новомодная модель не сможет передать всей красоты без замысла фотографа.

Владимир Алексеевич отмечает, что для любого творческого процесса необходимо иметь хорошее настроение, в чем я охотно с ним соглашаюсь. Также он уверен, что в фотографии должна быть определенная мысль, которую фотограф как художник перед первым взмахом кисти уже представляет в своей голове.      

Большую коллекцию фотоснимков Владимир Алексеевич запечатлел  на  фотоаппарате фирмы «Canon». Много лет прослужил он своему хозяину верой и правдой. «Куда ни поеду, всегда фотоаппарат у меня на шее, ведь часто случай для фото приходит в моменте», — говорит он.

В этой коллекции в основном собраны фотографии природы нашего края, в том числе и прекрасных снимков в стиле макросъемки, на которых запечатлены во всех деталях насекомые, цветы. Даже листья и шишки на деревьях после дождя поражают своей красотой, так как каждая капля на них отливает многочисленными гранями. Нашли отражение в творчестве фотографа и явления природы: морозные узоры на стекле, припорошенные первым инеем травы, паутина на кустарнике, яркая луна на фоне ночного неба и многое другое. В обыденности своей мы не замечаем этого великолепия. Поэтому на мой взгляд так важны эти изображения, так как именно в них мы можем заметить чистоту мгновения.

Еще одним увлечением Владимира Алексеевича стала орнитология, и увлекаться ей он начал так же в школе. Вместе с друзьями они часто листали атласы, читали энциклопедии, чтобы узнать о птицах все, включая их среду обитания и привычки. Они хотели глубже понять мир пернатых, их повадки и места, где они живут.

Птицы стали неизменными моделями героя моей статьи – от маленьких привычных нам пичужек до больших лесных и болотных особей. Порой, чтобы  запечатлеть их, он ездил в лес и на берега рек и озер по несколько дней. Иногда, чтобы сделать определенный кадр, приходилось ждать по несколько часов в «засаде», но каким же прекрасным получался результат! Почти каждому фото мастер дает не менее красивые названия.

Многие снимки Владимира Алексеевича попали в Памятные книги Тюменской области и Вагайского района. А насладиться частью коллекции его фотоснимков можно на его странице в социальной сети «Мой мир». Уверена, что просмотр этих фотографий оставит у каждого человека неизгладимое впечатление.

Пользуясь случаем, поздравляем Владимира Алексеевича с профессиональным праздником и желаем ему творческих успехов и безграничного вдохновения, здоровья и бодрости духа. 

Юлия РАЙМБЕКОВА

Фото из личного архива