Суббота, Июль 6, 2024
Образование

«Мы – потомки героев»

Чуть более полугода тому назад в Тюменской области стартовал информационно-просветительский проект «Мы – потомки героев», главная цель которого – сохранение памяти о героическом прошлом своей страны и Тюменской области. О том, как реализуется этот проект в Вагайской средней школе и о важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса – патриотическом воспитании школьников, рассказала заместитель директора по воспитательной работе, «Почетный работник общего образования РФ» Е. В. Корытова.

– Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе в нынешних условиях должен быть стратегом, организатором, психологом, методистом, аналитиком, духовным наставником, посредником между наукой и практикой, наконец, учителем учителей. Сложно совмещать в одном лице столько очень важных ипостасей?

– Сказать «сложно», это значит, ничего не сказать. Спектр моих обязанностей как заместителя директора по воспитательной работе достаточно широкий, и в этом смысле их можно сравнить с функционалом участкового инспектора полиции, о котором в шутку говорят – «тысяча и одна обязанность».

Но главное здесь – это сотрудничество! В этом мне помогает постоянное общение со специалистами нашей школы – моими коллегами – заместителями директора по учебной части, методистом, психологами школы, социальным педагогом, организаторами внеклассной работы, классными руководителями, со специалистами управления образования. Мы проводим совместные совещания, круглые столы, работает МО классных руководителей, проводятся встречи с членами школьного правительства.

Бывает, не всегда всё получается, как хотелось бы, но я стараюсь: занимаюсь самообразованием, участвую в работе различных семинаров школьного, районного, областного уровней, выезжаю на творческие площадки, курсы повышения педагогического мастерства и т. д.

– Вы давно работаете в сфере образования. За этот промежуток времени в ней, как в никакой другой, произошло много важных изменений. Как Вы считаете, в той области, руководство которой осуществляете Вы, каковы отличия сегодняшней школы от той, прежней?

– Безусловно, школа меняет свой облик. Сегодня с введением федеральных государственных образовательных стандартов в основной образовательной программе отдельным блоком выделено духовно-нравственное воспитание, много внимания уделяется внеурочной занятости обучающихся.

Сегодня модель выпускника начального, среднего и старшего звеньев обучения выступает как норматив. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Некоторые новации, касающиеся воспитательной работы, вводятся в школу и в рамках «Социального договора», предполагающего формирование открытой среды, использование внеаудиторного и внешкольного пространства в повседневной урочной и внеурочной деятельности педагога, введение тематических «свободных» пятниц, сетевое взаимодействие и другое.
Но неизменными остаются нравственные ценности, которые школа обязана формировать: любовь к Родине, к родному краю, к семье.

– Можно ли сказать, что у Вас сейчас есть некоторая профессиональная ностальгия по тому периоду работы, когда Вы начинали работать в этой должности.

– Жизнь в школе «кипит» во все времена. И работать в школе всегда интересно!
Но ностальгия действительно присутствует… Сейчас очень много разных форм отчётности, много времени отнимает сбор разного рода статистической информации, составление разных программ. Мне как заместителю директора по воспитательной работе порой не хватает времени для «живого» общения с детьми. Я с большим удовольствием и непомерной грустью вспоминаю весь творческий процесс, которым мы занимались вместе с ребятами в былые времена. Это и подготовка сценариев, и репетиции к праздникам, планёрки и заседания правительства, и участие в различных акциях, конкурсах и многое другое. Этой работой сейчас занимаются наши организаторы: старшая вожатая Елена Юрьевна Тарасова и педагог-организатор Виктория Александровна Чистякова. Спасибо огромное им за работу! Вот где сейчас «кипит» школьная жизнь! Я им очень завидую!

– С целью воспитания гражданского самосознания, патриотического воспитания в школах проводилась ранее и проводится сейчас большая работа. Что нового привнёс в воспитательный процесс проект «Мы – потомки героев»?

– Очень интересный проект. Наша школа активно включилась в его реализацию. Он призван повысить уровень знаний подрастающего поколения о Великой Отечественной войне. Главный посыл – мы должны гордиться Великой Победой и помнить о настоящих героях. Тематические направления проекта – Великая Отечественная война и Тюменский край в годы войны. Проект «Мы – потомки героев» стал основой в патриотическом воспитании школьников. Он реализуется с апреля 2016‑го по май 2020 года.

Патриотическому воспитанию в нашей школе всегда уделялось огромное внимание, но данный проект привнёс некую свою систему, разнообразие форм работы и чувство причастности к большому общему делу нашего региона. Проект нашёл отражение в уроках истории, в работе школьного музея, осуществляется через работу классных руководителей, через детскую организацию.

– Этот проект предполагает участие в его реализации родителей, общественных организаций различных учреждений. С кем сотрудничает Вагайская средняя школа в патриотическом воспитании учащихся?

– За время моей работы в данной должности наша школа все годы сотрудничала с организациями и учреждениями с. Вагай, и этот год не стал исключением. В патриотическом воспитании молодого поколения большую помощь оказывают ветеранская организация школы под руководством ветерана труда Ламинской А. А., участники войны районного центра, МАУ «Централизованная клубная система», руководитель Малюков Ю. А., МАУ «Централизованная библиотечная система», в том числе детский отдел и отдел краеведения, руководитель Игнатьева Ю. В., МАУ «Вагайский центр спорта и творчества», руководитель Чусовитин М. А., специалисты по молодёжной политике и спорту администрации района Гиясова Т. Н. и Мингалёв В. П., «Центр по спортивной работе», руководитель Утяшев Б. Ч. и, конечно же, наши уважаемые родители.

Так, совместно с сотрудниками ЦКС мы проводим митинги, акции, флэш-мобы, викторины, конкурсы. «Центр спорта и творчества» оказывает помощь в работе спортивных секций, кадетского класса. С сотрудниками «Центра по спортивной работе» проводим мероприятия в рамках комплекса ГТО, семейно-спортивные праздники, в проведении которых неоценима помощь инструктора Центра Г. Д. Рябининой. Совместно с работниками ЦБС проводятся библиотечные уроки, «литературные гостиные», экскурсии, второй год в школе работает «передвижная библиотека».

В рамках реализации проекта планируется проведение конкурсных семейно-школьных мероприятий муниципального и регионального уровней. В данных конкурсах мы так же надеемся на сотрудничество с родителями.

– Елена Владимировна, проект «Мы – потомки героев» предполагает проведение большого количества акций, подпроектов, игр, конкурсов. Пожалуйста, назовите хотя бы часть из них, которые в Вагайской школе реализуются наиболее успешно.

– В рамках реализации этого проекта в школе запланировано проведение множества встреч, музейных уроков, акций, конкурсов, игр. Например, советом музея школы готовится музейный урок, посвящённый историческому параду Победы на Красной Площади и 75-летию битвы под Москвой для старшеклассников. Ждём выхода на экран художественного фильма «28 панфиловцев», чтобы организовать просмотр и обсудить в классах содержание этой картины. В этом году продолжим сбор материалов для оформления альбома «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

В рамках сетевого подпроекта «Улица героя» учащимися под руководством классных руководителей собран материал и оформляется альбома «Улицы села рассказывают…», в котором повествуется об истории улиц Д. Бухаловой, Первухина, Семакова и др. Третий год мы работаем над проектом «Времени неподвластны», устанавливаем таблички в «исчезнувших» деревнях с именами жителей, ушедших и погибших на фронте. Например, в 2015 году установили табличку в д. Ерши, в 2016‑ом – в д. Лепехиной, в 2017‑ом планируем установить памятную табличку в д. Карелиной.Сейчас идёт сбор материала, в этом нам помогают вагайцы – бывшие жители этих деревень. Активно участвуем в районных и зональных конкурсах музыкально-литературных композиций, основанных на краеведческом материале, например, «Дети войны», «Боец, гражданин, педагог» – о Герое Советского Союза Королькове И. В., «Загляните в семейный альбом», «Военное кино моего детства».

– Как строится работа над реализацией проекта в условиях проведённой в районе реорганизации школьной сети? Не сложно ли руководить работой педагогов-организаторов структурных подразделений Вагайской школы в условиях их значительной отдалённости от базовой?

– На сегодняшний день сложности, конечно, есть… Мы пытаемся выстроить с коллегами систему общения, и это только начало, мы делаем пока лишь первые шаги. Выручают интернет, сотовая связь, общаемся по электронной почте. Уверена, в будущем мы будем чаще встречаться: запланированы совместные совещания, встречи, методические дни, взаимопосещения мероприятий, классных часов.

Беседовал Ишмухамет  ГАЙСИН