Среда, Декабрь 4, 2024
Образование

Уроки на завтра

При введении в практику работы школ единого государственного экзамена как формы контроля за качеством работы педагогов и знаний выпускников, помнится, бывший министр образования Андрей Фурсенко сказал: «ЕГЭ, превратившись из эксперимента в закон, взорвал педагогическое пространство страны.…Он оказался тем увеличительным стеклом, сквозь которое, наконец, стали видны все проблемы российского образования, которые предстоит решать уже завтра».

Итоги единого государственного экзамена и аттестации школьников 9‑х классов 2015‑2016 учебного года как показатели качества работы вагайского учительства вселяют определенный оптимизм. В то же время ставят перед ним ряд проблем, которые настоятельно необходимо было решать еще вчера. Результаты итоговых испытаний таковы.

Русский язык

Минимальное количество баллов, достаточное для признания работы выпускника средней школы успешной, в нынешнем году, как и в прошлом, было равным 36. Пороговый балл все выпускники, 98 человек, преодолели успешно при достаточно высокой средней по району качественной успеваемости (50 %). Средний балл по району – 58,1. Качество работ по этому предмету значительно выше среднего по району у выпускников Вагайской, Дубровинской, Зареченской, Казанской, Тукузской, Шестовской школ. Недосягаемого для других школ результата достигли бегишевские выпускники – 66 баллов, что в 1,8 раза выше порогового (учитель З. Н. Саликова). На 91 балл и выше (из 100 максимально возможных) сумели выполнить работу подопечные Н. П. Банниковой (Вагайская средняя школа), Р. А. Шленкиной (Вагайская), Э. Ф. Курмановой (Тукузская), И. М. Корытовой (Черноковская). Лучший результат, 96 баллов, у выпускницы Казанской школы Гульсем Кузакбердиевой (учитель Б. А. Байбикова). Надо сказать, что экзаменационная работа при этом оценивается «пятеркой» при 72 и выше баллах. При подготовке к экзаменам по этому предмету уроки на завтра надо извлечь руководителям и учителям русского языка и литературы Птицкой, Супринской, Юрминской школ.

Достаточно высокий уровень качества знаний по русскому языку показали выпускники девятых классов школ района: 56,8 % всех работ оценены отметками 4 и 5. При этом все девятиклассники Супринской школы выполнили работу на 4 и 5. 100‑процентная качественная успеваемость у выпускников девятого класса Курьинской школы, работа 13 выпускников Осиновской школы из 18 также оценена только положительными отметками. Высокое качество знаний продемонстрировали девятиклассники Зареченской, Куларовской, Казанской школ. Учителям же Шишкинской, Первомайской, Дубровинской и ряда других школ предстоит обратить более пристальное внимание на качество преподавания этого предмета, являющегося обязательным при сдаче экзаменов за курс средней школы.

Математика

Математику базового уровня сдавали 94 выпускника средних школ. Пороговый балл из них преодолели 89. Лучше других результаты учащихся Второвагайской (учитель Н. М. Раимбакиева), Шестовской (А. П. Желнина), Дубровинской (Ф. Н. Катаргулова) школ. В то же время три девятиклассника Первомайской школы из шести не смогли преодолеть минимально требуемый порог и получили оценку два. Кроме того, не сумели усвоить базовый уровень математики по одному выпускнику Карагайской, Птицкой, Осиновской школ.

Более убедительным аргументом в пользу качества преподавания этого предмета являются, конечно же, результаты экзаменов по математике профильного уровня. Пороговый балл сумели преодолеть 100 % выпускников, избравших математику этого уровня, Бегишевской, Вагайской, Второвагайской, Первомайской, Птицкой, Шестовской школ (В некоторых из них, правда, предпочтение более высокому уровню отдали 1‑2 одиннадцатиклассника).

Лучший в районе результат у воспитанников З. М. Айсиной и М. Р. Ниязовой (Вагайская и Зареченская школы соответственно). Уроки из нынешних экзаменов по математике предстоит извлечь руководителям и преподавателям этого предмета девяти школ района, 12 выпускников из которых не сумели преодолеть порога успешности всего‑то в 27 баллов, в том числе и Казанской школы, один из выпускников которой сумел получить за свою работу 9 баллов из 100 возможных. В шести же школах математику этого уровня избрали всего по одному ученику (очевидно, все остальные адекватно оценили уровень знаний и степень своей подготовленности к экзаменам по математике).

Предметы по выбору

Как и в прошлые годы, в числе наиболее предпочитаемых выпускниками школ предметов по выбору по‑прежнему является обществознание (этот предмет избрали 36 из 98 одиннадцатиклассников). Увеличивается число избирающих физику. По-прежнему не котируется информатика (2человека). В числе «нелюбимых» оказалась и литература, ее выбрал только один выпускник (Первомайская школа). «Порог» по физике сумели преодолеть 22 выпускника из 28 ее избравших. Самый высокий тестовый бал у воспитанника Н. А. Карабановой (Вагайская). Мягко говоря, итоги экзаменов по физике оставляют желать лучшего. Результаты экзаменов выявили вполне удовлетворительные знания выпускников по истории. Наиболее высокий средний балл у 11‑классников Вагайской и Зареченской школ. Лучший же показатель у учащегося Вагайской школы (учитель Т. В. Вдовина).

Ишмухамет ГАЙСИН, 
ветеран педагогического труда

(Информация представлена управлением образования)