В центре внимания школы
Всем сейчас очевидно, что школа нынешнего времени – это не только школа знаний. Она обязана создать детям комплекс условий для формирования у них культуры эффективной жизнедеятельности.
Новые стандарты и проводимый процесс модернизации обогатили школу не только высокотехнологичным оборудованием и новыми программами. Самое главное – они закрепили самую важную идею – идею образования через всю жизнь как для учеников, так и для учителей, идею нравственного, культурного, ответственного, здорового, творческого, инициативного и компетентного гражданина.
Именно эта концептуальная установка является ориентиром управленческой деятельности администрации Вагайской школы и важнейшим звеном в обеспечении государственных гарантий на достойную жизнь и будущее ее воспитанников.
Заместитель директора по учебной работе этой школы Надежда Владимировна Карелина рассказала о том, как педагогический и ученический коллективы решают стоящие перед современной школой задачи, об итогах работы в истекшем учебном году, результатах экзаменов в старшем и среднем звеньях, о том, как поддерживается в этом учреждении талант ребенка, как, в частности, готовит школа почву для того, чтобы эти способности были реализованы, и о негативных моментах, над устранением которых школе предстоит работать.
«Из 731 школьника на конец учебного года, – рассказывает Надежда Владимировна, – 294 закончили его с оценками 4 и 5, в том числе 63 отличника. Традиционно большая часть из них – это учащиеся начального и среднего звеньев – 55 человек».
Выдающихся результатов при сдаче ЕГЭ за курс средней школы нет, но общая успеваемость по обязательным предметам 100‑процентная, причем средний по школе балл по русскому языку и в 11 «а», и 11 «б» классах кратно выше балла проходного (учителя Р. А. Шленкина, Н. П. Банникова). Математику профильного уровня (что значительно сложнее базового) из 28 выпускников выбрали 11 человек, с предложенными заданиями справились все при достаточно высоком среднем балле (учитель З. М. Айсина). Из предметов по выбору вагайские выпускники предпочли обществознание (семь человек), физику (шесть), в опале традиционно оказалась информатика (один).
Оценивая качество знаний выпускников основной школы, Надежда Владимировна выразила удовлетворение итогами экзаменов по русскому языку и математике (учителя Р. А. Шленкина, И. Г. Куликова, А. И. Марганова). Так, по алгебре при высокой качественной успеваемости (9 «а» класс – 48 % качества, 9 «б» – 52 %) все 100 процентов школьников с заданиями справились. Лучший результат по русскому языку в 9 «б» классе: из 25 школьников выполнили работу на четыре и пять 17 человек (68 % качества, учитель И. Г. Куликова). Если по обязательным предметам результаты экзаменов вполне достойные, то, мягко говоря, оставляют желать лучшего знания выпускников – девятиклассников по истории, английскому языку, географии.
Настоятельно необходимыми моментами конкурентоспособности выпускника школы на рынке труда в настоящее время являются его способность сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, умение ориентироваться и находить правильные решения в нестандартной ситуации. Проверенным способом выявления таких детей является проведение олимпиад, конкурсов.
«Работа с одаренными детьми ведется самыми разными формами, методами, средствами, – рассказывает Надежда Владимировна, – индивидуальная работа, массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах разных уровней, широкое использование компьютерных технологий, Интернета».
Так, талантливые учащиеся 6 «в», 7 «б», 7 «в» классов участвовали в предметной олимпиаде «Юниор», проводимой в рамках реализации концепции качества образования, утвержденной департаментом образования и науки Тюменской области. Очень достойно по обществознанию выступили Долгих Настя, Полуянова Алена, Крапивина Лена, сумевшие за свою работу получить от 82 до 88 баллов, высоким баллом была оценена работа Вдовина Даниила по математике.
В олимпиаде, проводимой в три этапа по многим предметам учебного плана, учрежденной некоммерческой организацией «Дом учителя УрФО», приняли участие школьники среднего звена. На первом этапе олимпиады 59 школьников направили 117 работ, причем многие заявили о своем желании участвовать в этом конкурсе интеллектуалов по нескольким предметам. Работы многих детей были оценены членами жюри достаточно высоко, а восьмиклассница Глухих К. по русскому языку сумела войти в число лучших, получив за свою работу чуть менее 90 баллов. 12 вагайских школьников не посрамили честь родной школы на третьем этапе этого конкурса, проходившем в очной форме в Тобольской гимназии им. Н. Д. Лицмана.
Интеллектуально богатой жизнью живут и начальные классы. На первом этапе дистанционного проекта ЭМУ («Эрудит – марафон учащихся»), состоящего из четырех раундов, конкурировали с другими 128 работ учащихся начального звена, на втором – 119. Работы многих школьников были оценены высоким баллом.
Рассказала Надежда Владимировна и об участии в конкурсах «Кит» (математика, информатика, 80 чел.), «Русский медвежонок» (русский язык, 127 чел.), «Гелиантус» (естественные науки, 7 чел.)
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие почти половина учащихся 7‑11 классов (49,6 % от их общего количества). Итоги таковы: 13 призеров, 15 победителей. Наибольшее количество победителей и призеров по физической культуре (9 человек из 14 участвовавших в олимпиаде по этому предмету школьников в целом по району), биологии (5 из 12), обществознанию (6 из 9). Н. В. Карелина признала, что Вагайской школе предстоит большая работа, чтобы и по географии, химии, истории, иностранным языкам участие в олимпиаде было бы столь же успешным, как и по перечисленным выше.
Жажда открытий рождается уже на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым мало только школьных учебников. Важно найти таких, поддержать, подготовить почву, чтобы эти способности были реализованы, считает замдиректора Вагайской средней школы по учебной работе Н.В. Карелина.