Воспитание детей: эффект сложения сил
«Приоритетом государственной политики в области воспитания являются:…воспитание у детей высокого уровня духовно – нравственного развития, чувства причастности к историко – культурной общности»
(«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
Школа является ядром образовательного процесса, и на нее возложена основная организаторская деятельность по реализации стратегии воспитания детей на протяжении всего срока их обучения.
О том, как в истекшем учебном году образовательные учреждения, учительство района решали эти задачи, рассказала специалист управления образования, курирующая это направление работы, Марина Викторовна Арканова.
Совместная работа школы и семьи – залог успешной работы
Одной из приоритетных задач управления образования, педагогических коллективов школ является вовлечение родительской общественности в учебно – воспитательный процесс. Активную роль в этом играют родительские комитеты школ. В числе наиболее плодотворно работающих из них, по мнению М. В. Аркановой, комитеты Карагайской, Супринской, Асурской школ. Опыт работы учителей карагайского учительства с семьей рекомендован для применения в практике работы и других образовательных учреждений.
Нетрадиционные формы работы с родителями используют Бегишевская, Второвагайская, Карагайская, Аксурская школы. В их арсенале проведение «дней открытых дверей», конференций отцов, психологических тренингов, совместных спортивных соревнований, конкурсов, мастер – классов, проведение ярмарок – распродаж и т. д. Существенную помощь в совместной работе по формированию нравственных качеств их воспитанников оказывает и «школа молодого родителя». Все более настойчиво в практику работы школ, сказала Марина Викторовна, входит такая форма работы, как районный родительский клуб «Счастливый дом», заседания которого в истекшем году прошли на базе Бегишевской, Дубровинской, Черноковской школ.
Международный день семьи в образовательных учреждениях района отмечен такими мероприятиями, как выставка рисунков «Моя семья – мое счастье», презентация «Традиции моей семьи», фотовыставка «Мое семейное фото», классные часы «Семья и семейные ценности», квест – игра «Семья, Родина, Отечество», совместные спортивные соревнования, мастер – классы и т. д. В планах управления образования, администраций школ – на сайтах образовательных учреждений организовать интерактивный лекторий для родителей, разместив методические разработки по работе с семьей.
Школьное самоуправление
Участие школьников в пределах их компетенции в управлении школой – это один из эффективных способов обучения детей демократии, подготовка их к жизни в демократической обществе.
В школах района школьное самоуправление организовано в самых разных формах: школьная дума, школьная республика, совет старшеклассников и т. д. Их работа регламентируется принимаемыми ими нормативными документами: конституцией школы, ее уставом, школьными законами, заповедями, различными положениями. Органы самоуправления многих школ участвуют в подготовке и проведении внеклассных, внешкольных и общешкольных мероприятий, подведении итогов соревнования, проведении олимпиад, конкурсов. Одним словом, сказала Марина Викторовна, помощь органов ученического самоуправления в решении многочисленных школьных проблем и задач вполне ощутима.
Она перечислила некоторые из мероприятий, проведенных с их участием: агитбригада «Школьный патруль» Курьинской школы приняла участие в областном конкурсе агитбригад, посвященном вопросам информационной безопасности. В прошлом учебном году Вагайская школа участвовала и выступила вполне достойно в областном этапе всероссийского конкурса школ, развивающих ученическое самоуправление (руководитель Е. Ю. Тарасова). Учащиеся 12 школ участвовали в районном конкурсе школьных газет. В номинации «Лучший школьный публистический центр» первое место заняла Первомайская школа, (руководитель И. Н. Зеленская), второе – Зареченская (А. Б. Бесчастных), в номинации «За лучшее освещение школьной жизни» второе место присуждено Казанской школе (руководитель Л. Д. Ахметчанова).
В муниципальном этапе конкурса «Самый поющий класс» приняли участие 147 детей из семи школ. Дипломами разных степеней награждены учащиеся Зареченской (первое место), Казанской (второе) и Вагайской (третье) школ. По мнению сотрудника управления образования, отвечающего за постановку воспитательной работы в образовательных организациях района, весомую работу проводит школьное лесничество Вагайской школы (руководитель Е. А. Паренкина): участие в операции «Елочка», выпуск экологической газеты, уход за лесными насаждениями на территории райцентра, участие в акции «Вместе сохраним лес от пожара» и т. д.
Дополнительное образование детей
«Занятость детей во внеурочное и внешкольное время является одним из приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений района», – сказала Марина Викторовна. -В каждой из них сформированы спортклубы, работа которых регламентируется соответствующими нормативными документами. Во всех школах внедряется физкультурно – оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне», предписанный Указом Президента РФ от 24 марта 2014 года. 130 учащихся Вагайской, Первомайской, Зареченской, Птицкой, Дубровинской, Черноковской школ приняли участие в муниципальном этапе зимнего и летнего фестивалей ГТО, 16 из них – на областном уровне. В итоге один ученик Вагайской школы по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО областным оргкомитетом отобран для участия в соревнованиях федерального уровня, два спортсмена удостоены золотого значка, один – серебряного и один бронзового (все из Вагайской школы).
Становится традицией проведение первого сентября урока «Готов к труду и обороне», сопровождаемого презентациями, ознакомлением с нормативами, проведением интеллектуальных викторин, просмотров видеороликов с упражнениями, встречей с военнослужащими – контрактниками, спортсменами.
Ежегодно увеличивается охват детей организациями системы дополнительного образования. Если в 2012‑2013 учебном году ВЦСП охватывал 17 % детей от их общего количества, то в истекшем этот показатель увеличился до 51,4 %. Ежегодно растет количество детей, занимающихся в кружках по интересам. В 2015‑2016 учебном году ими было охвачено 91 % детей против 78 % в 2012‑2013 учебном году.
Надо сказать, что из разных направлений воспитательного характера предпочтение школьниками отдается физкультурно – оздоровительному, меньший процент охвата детей – туристско – краеведческим направлением. Вагайские школьники принимают достаточно активное участие в реализации областного проекта «Стратегия успеха». Работы победителей муниципального этапа Кабирова Азамата (Курьинская школа, 7 класс, номинация «Литературное произведение «Шахматная поэзия и проза»), Батыновой Карины (Супринская школа, 1 класс, номинация «Декоративно-прикладное творчество») были представлены на областной конкурс и получили высокую оценку».
Гражданско-патриотическое воспитание
Марина Викторовна кратко проанализировала и это направление деятельности образовательных учреждений района: «Работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников строится на основе муниципальной программы «Патриот». Для ее реализации истекший учебный год, год юбилея Победы в Великой Отечественной войне, был благодатным. Арсенал средств, форм, методов работы для воспитания духовно-нравственных основ патриотизма у школьников был разнообразным и насыщенным: уроки, проводимые в самых разных формах и с использованием богатого историко-краеведческого материала, интеллектуально-познавательные беседы, викторины, участие в акциях муниципального и регионального масштабов создавали в образовательных учреждениях атмосферу, наиболее благоприятствующую решению этих задач. Участвуя в акции «Капсула времени», учащиеся 14 школ в торжественной обстановке заложили «Письмо в будущее», которое предстоит вскрыть потомкам через 30 лет, в 2045-ом, в год 100‑летия юбилея Победы.
В акции «Маяки Победы» наиболее активными ее участниками были учащиеся Птицкой, Дубровинской, Супринской школ. Первомайские школьники, участвуя в областной акции «Символы региона», стали победителями в номинации «Электронная книга памяти «Символы военной истории региона». В муниципальном этапе долгосрочного проекта «Отечества достойные сыны» вагайские школьники стали первыми, на втором месте – осиновские и на третьем – дубровинцы. Высоко оценили члены жюри уровень подготовки участников военно-спортивной игры «Граница – 2016» Вагайской, Дубровинской, Юрминской школ. А лучшим командиром отделения был признан юрминский школьник Айдар Тусмухаметов.
Мы можем гордиться тем, что 16 школьных музеев района прошли официальную регистрацию и на торжественном мероприятии, посвященном закрытию юбилейного года Победы, каждому из них было вручено свидетельство. В массовых мероприятиях патриотической направленности, проводимых на территории района, активное участие принимают подразделения по добровольной подготовке к военной службе Вагайской («Русичи»), Дубровинской («Русичи – 1»), Черноковской («Витязи»), Зареченской («Эскадрон»), Казанской («Беркут»), Тукузской («Сокол»), Шестовской («Рысь»), Юрминской («Ястреб»), Птицкой («Барс») школ».
Завершая свой рассказ о работе по воспитанию школьников, возложенной обществом на образовательные учреждения, Марина Викторовна сказала и о том, на что сотрудникам управления образования, учительским коллективам необходимо обратить более пристальное внимание. Прежде всего, считает Марина Викторовна, на изыскание более эффективных форм проведения профилактической работы по предупреждению детских правонарушений, на организацию занятости детей этой категории, активизацию работы детских объединений и органов ученического самоуправления, изучение, обобщение и распространение лучших практик воспитательной работы с учащимися, создание оптимальных условий для развития личности ребенка, повышения его культуры.
P.S. Плодотворная работа управления образования по руководству воспитательным процессом в учреждениях образования многократно отмечена почетными грамотами департамента образования, в том числе: за I место в областном конкурсе муниципальных проектов патриотической направленности, за активное участие в областных конкурсах, мероприятиях, посвященных 70-летию Победы, за активное участие в акции «Щедрое тюменское сердце».
Ишмухамет ГАЙСИН