Кино как неотъемлемая часть нашей жизни
Тридцатые годы прошлого столетия… Это было время, когда наша страна набирала темпы в трудовой и культурной жизни. И кино как нельзя лучше отражало энтузиазм людей тех дней и их небывалую активность. Ленинское высказывание о том, что кино является важнейшим из искусств, неукоснительно воплощалось в жизнь.
В городах строились кинотеатры, в крупных посёлках и сёлах кинофильмы демонстрировались в клубах. А в самые отдалённые населённые пункты на машинах и лошадях, на лодках и катерах двигалась с кинопередвижками армада неугомонных и самоотверженных киномехаников.
Стационарной кинобудки в деревне, где я проживал, в ту пору не было, как не было и клуба, а один–два раза в неделю к нам из райцентра приезжала кинопередвижка. В нашей деревне кино демонстрировали в правлении колхоза. Сообщать населению, что привезли кино, не было никакой необходимости: уже через полчаса все в деревне знали, что сегодня у нас в правлении будет демонстрироваться фильм и даже знали – какой.
Приезд в деревню кино у людей всегда отождествлялся с праздником, а личность киномеханика – с магом и волшебником.
Так как специального места для установки киноаппаратуры не было, поэтому устанавливалась она прямо в зрительном зале. Для того чтобы работала киноаппаратура, нужно было электричество, а в то время в наших краях его ещё не было. Вырабатывала ток динамо-машина. Приводилась она в движение от ручки. Динамо-машина в летнее время располагалась на улице, чтобы в зале меньше было шума, а в зимнее время – рядом с киноаппаратурой. Человеку, которому доверялось крутить ее, разрешали посмотреть следующий фильм.
Люди приходили для просмотра кинофильма задолго до начала сеанса: чтобы пообщаться, обменяться новостями, занять получше место. Во время демонстрации фильма всегда был аншлаг, всем места не хватало, поэтому мы, пацаны, усаживались прямо на пол у экрана и с нетерпением ждали начала кино. Если кто‑то не смог приобрести билет, смотрел с улицы через окно.
Наконец, зажигался экран, и начиналось чудодейство. Мы, ребятишки, жили вместе с героями фильмов и вместе с ними росли и мужали.
В 30‑ые годы демонстрировались немые фильмы, без звука. Вместо звука на экране были титры. Люди старшего поколения хорошо помнят замечательные фильмы «великого немого»: «Броненосец Потёмкин», «Мы из Кронштадта». Ну а затем на смену «великому немому» пришло звуковое кино, которое люди восприняли с восторгом, герои фильмов заговорили.
Первыми звуковыми фильмами, добрыми, весёлыми, рассказывающими про наши мирные будни, про трудовые подвиги наших людей, были «Большая жизнь», «Трактористы», «Свинарка и пастух» и другие. Ну вот нашу мирную жизнь на многие годы прервала война. Это было суровое, трудное время для нашей страны. И фильмы стали суровыми: «Они защищают Родину», «Смелые люди», «Молодая гвардия», «Зоя Космодемьянская» и ряд других. И каждый из этих фильмов вселял в нас веру в победу. С тех пор прошло много времени, мы, ребятишки тех далёких лет, учились, работали, теперь уже стали пенсионерами. Но навсегда в наших сердцах остались любимые киногерои, те, кому во многом мы обязаны всем лучшим, что в нас есть.
Мне пришлось поработать на кинопередвижке в Уватском районе, когда мы уехали на родину моей жены, В. Г. Хатиной (Слинкиной), в село Горно-Слинкино. Там я устроился на работу в кинофикацию. В летнее время киноленты к месту назначения приходилось доставлять водным транспортом, по Иртышу. В то время пассажиров перевозили трамваем, который курсировал от Тобольска до Увата. Мы привозили только киноленты, так как киноаппаратура и двигатели, которые питали электроэнергией аппаратуру «Украина», находились на местах, в каждом населённом пункте, который мы обслуживали.
У каждого из нас есть любимый кинофильм, который запал в душу на всю жизнь, с которым у человека связано много хорошего. Лично для меня это картины «Кубанские казаки», «Дело было в Пенькове» и военные картины «Смелые люди», «Молодая гвардия».
Многие годы кино было неотъемлемой частью нашей жизни. Кинотеатр был местом и отдыха, и общения, и свиданий, и встреч.
Я уверен, что нашим киноактёрам нет равных в мире. Это Борис Андреев, Пётр Алейников, Николай Крючков, Николай Рыбников, Михаил Ульянов, Михаил Жаров, Вячеслав Тихонов, Марина Ладынина, Любовь Орлова. Творческая биография каждого из них – это целая эпоха в нашем киноискусстве.
Позднее в кинотеатрах появился широкий экран, цветное изображение, это произвело тогда на людей неизгладимое впечатление.
А потом появились телевизоры, видеомагнитофоны, и кинотеатры потихоньку стали пустеть. И не надо искать в этом виноватых – это веление времени. Сейчас мы смотрим кино, не выходя из дома, не стоя в очереди за билетами.
Автор: Дмитрий ХАТИН
На снимке: директор Вагайской киносети Зайцев (первый ряд, в центре); киномеханики А.К. Степанов, Е. Байдашин.