«Сомнений или раскаяния в выборе профессии у меня никогда не было»
Эта фраза из хранящейся в школьном музее автобиографии Галины Петровны Кутафиной, ветерана труда, педагога Вагайской средней школы, работавшей последнее десятилетие до выхода на заслуженный отдых воспитателем пришкольного интерната (в штатном расписании почти каждой восьмилетней и средней школы когда‑то была такая должность).
Побудительным мотивом к написанию настоящей статьи послужила юбилейная дата: девятого января Галине Петровне исполнилось 80 лет. Возраст почтенный, но оптимизм, очарование, открытая улыбка у нее прежние. Она всегда умела тепло и искренне улыбаться, умела внимательно молчать, сопереживать, слушать.
Воспитателем пришкольного интерната Галина Петровна была принята в 1984 году. До этого назначения в своем багаже она уже имела почти три десятка лет педагогического стажа: заведование начальной школой в Сладковском районе, Дубровинская средняя, Супринская восьмилетняя, Вагайская восьмилетняя (в то время в райцентре функционировали две школы), Вагайская очно-заочная школы.
Причиной переезда семьи Кутафиных в 1972 году в райцентр стало назначение ее мужа, Петра Васильевича, директора Супринской восьмилетней школы, в которой Галина Петровна преподавала русский язык и литературу, заведующим отделом районного комитета партии.
Работа воспитателя пришкольного интерната мало похожа на работу учителя. Именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в этом учреждении (структурном подразделении – по нынешней терминологии): поведение детей, подготовка к урокам, санитарно-гигиеническое состояние помещений, организация питания соответствующей калорийности, проведение различного рода воспитательных мероприятий… Воспитатель обязан был приходить на работу раньше всех и уходить последним. Кроме этого, на воспитателе лежит несоизмеримо большая ответственность – за душу каждого из своих подопечных.
Галина Петровна умела грамотно организовать педагогическую работу по развитию у своих воспитанников ценностных ориентиров. Может быть, в том, что Альфинур Бикшанова, Зульфира Бикшанова, Александр Карелин, Надежда Карпова, Елена Долгушина, Василий Карпов, длительное время проживавшие в пришкольном интернате, спустя годы выбрали для себя педагогическую стезю (пятеро из них, кстати, работают в своей родной школе) есть доля заслуги и их наставника Галины Петровны, своей эрудицией, этическим кругозором, педагогической компетентностью формировавшей у своих воспитанников значимые ценности и качества.
В оценке работы, которой занималась Галина Петровна, наиболее важны, на мой взгляд, два момента (не преуменьшая значимости других факторов): насколько детям комфортно со своим воспитателем и насколько общение с ним полезно для их развития. Вот что по этому поводу говорит Альфинур Исламовна Марганова (Бикшанова), учитель математики Вагайской средней школы: «Мне довелось жить в интернате два года. Условия проживания, по нынешним меркам, были так себе, но вспоминаю то время с удовольствием. Атмосфера, царившая в интернате благодаря Галине Петровне, всегда была доброжелательной. Она с искренней заботой относилась к каждому из нас, в том числе и к ночной няне, одинокой женщине, которую все мы называли бабой Ниной. Галина Петровна умела создать в нашем небольшом коллективе тот особый микроклимат, который наилучшим образом способствовал решению стоящих перед ним задач. Формированию нравственных ценностей она всегда придавала первостепенное значение. Думаю, что один из ее профессиональных секретов заключался в особом, «учительском», голосе, иногда ироничном, иногда властном, умении сказать столь убедительно, что не прислушаться или ослушаться ее никому и в голову не приходило».
Сложность в работе воспитателя пришкольного интерната, в отличие от работы учителя, заключалась и в том, в частности, что состав детей интерната был разновозрастным. Из Старого Погоста приезжали выпускники начальной школы, а из Касьяново – восьмилетней (в 90‑е годы в интернате проживали 25‑30 детей, позднее их число сократилось почти вдвое). А это в организации педагогической работы по развитию ценностных ориентиров у детей объективно не могло не создавать дополнительных трудностей. Удачное слияние в Галине Петровне профессиональных качеств, педагогической компетентности, нравственно – этической культуры и явились теми постулатами, которые позволили ей достойно, с честью выполнять свою миссию.
Курирование работы пришкольного интерната входило в мои должностные обязанности как директора школы. Интернат располагался тогда в двух стареньких деревянных домах, требующих постоянного ремонта, с печным отоплением. А потому с Галиной Петровной нам общаться приходилось довольно часто, чаще по вопросам хозяйственного порядка. По натуре она спокойная, выдержанная, но потребовать веско, обоснованно создания для детей максимально возможных комфортных условий она умела. Умела и добиваться.
Сформированная многими десятилетиями педагогической деятельности нравственная ответственность не позволила ветерану после выхода на пенсию замкнуться в домашних стенах. В течение десяти лет Галина Петровна возглавляла учительскую ветеранскую организацию, была избрана членом президиума районного совета ветеранов. С присущей ей ответственностью относилась она и к общественной работе. Кроме того, она активная участница художественной самодеятельности, поет в полюбившемся многим жителям райцентра ансамбле «Мелодия души».
Вместе с Петром Васильевичем вырастили и воспитали двух достойных дочерей, Елену и Ольгу.
Встречаясь достаточно часто с Галиной Петровной, порой и на улицах райцентра, и беседуя с ней на разные темы, у меня сформировалось довольно стойкое убеждение в том, что, вероятно, в органах ЗАГС допустили неточность в записи года ее рождения. На самом деле, возможно, ей нет приписываемого документами возраста. Она оптимистична, иронична, открыта, общительна, в ней есть все то, что составляет основу яркой личности.
С прошедшим юбилеем Вас, уважаемая Галина Петровна! Хочу пожелать сохранить присущие Вам качества на долгие годы.