Воскресенье, Декабрь 22, 2024
Общество

Владимир Шиловских: «В работе думы второстепенных вопросов нет»

С целью повышения роли и значимости института местного самоуправления Президент РФ 10 июня 2012 года подписал Указ об учреждении Дня местного самоуправления, избрав датой празднования 21 апреля. Именно в этот день подписанием Жалованной грамоты в 1785 году Екатериной II было положено начало развитию законодательства о местном самоуправлении.

Законодательно самостоятельность местного самоуправления была закреплена с принятием Конституции РФ в 1993 году. Этот день относится к числу самых молодых праздников, значащихся в календаре знаменательных и праздничных дат.
Накануне этой даты председатель думы Вагайского района В. Л. Шиловских рассказал о работе местного органа, осуществляющего народовластие на нашей территории.

– Владимир Леонидович, в общественной должности председателя районной думы Вы работаете продолжительное время. Какие «уроки на завтра» Вы извлекли из опыта работы? Прошу вас хотя бы вкратце рассказать о работе этого органа местного самоуправления.

– Председателем районной думы я работаю третий созыв. За это время я понял, что в работе думы второстепенных вопросов нет. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции думы относится осуществление контроля за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Кроме того, из положений этого закона вытекает необходимость осуществления думой контроля за соответствием деятельности органов и должностных лиц муниципального образования его Уставу и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам.

Районная дума свои контрольные функции реализует путем непосредственного рассмотрения вопросов на ее заседаниях, на заседаниях постоянных комиссий, а также посредством деятельности контрольно-счетной палаты.
В качестве примера назову лишь часть вопросов, рассмотренных районной думой в истекшем году: об итогах социально-экономического развития района, об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, о ходе выполнения ранее принятых решений, отчеты контрольно-счетной палаты, отчет администрации района, а также другие вопросы, возникающие в процессе работы.

– Депутаты думы в рамках своих полномочий принимают нормативные правовые акты местного масштаба. Насколько их уровень знаний, опыта позволяют выполнять эту нормотворческую функцию плодотворно? Может быть, для них предусмотрена какая‑то дополнительная подготовка – семинары, курсы?

– В составе районной думы 15 депутатов, 10 из них имеют высшее образование, 5 – среднее специальное. Многие из них являются или являлись руководителями организаций. Надо иметь ввиду, что депутаты не назначаются, их выбирает население. Поэтому какие‑либо претензии к профессиональному или образовательному уровню к ним нельзя предъявить. Кроме того, депутаты работают на общественных началах, поэтому найти время для переподготовки, учебы, как это принято на государственной и муниципальной службе, им сложно.
Я считаю, что наши депутаты к принятию решений подходят вдумчиво. При этом руководствуются тем, чтобы их выполнение было бы полезным для района. В принятии нормативных правовых актов серьезная помощь депутатскому корпусу оказывается правительством области, специалисты которого заранее готовят модельные законы, которые местные депутаты «привязывают» к своей территории, учитывая ее особенности.

– Приходилось ли депутатам районной думы, может быть, Вам принимать участие в заседаниях комитетов областной думы или в иных мероприятиях, инициированных областными парламентариями или исполнительной властью? Как строятся взаимоотношения между областной думой и районной?

– При рассмотрении вопросов, касающихся жизнедеятельности сельских территорий, нас приглашают для участия в пленарных заседаниях, заседаниях комитетов и других мероприятиях. В то же время полномочия областной думы и дум районных строго разграничены. Районная дума – орган вполне самостоятельный, и во взаимоотношениях думы районной и областной нет ни старших, ни младших.

– Владимир Леонидович, насколько эффективна роль районной думы при принятии решений, важных с точки зрения населения? Например, строительство дорог, газификация населенных пунктов.

– Вопрос достаточно сложный. Дело в том, что названные проблемы относятся к стратегическим, программа реализации по которым тщательно продумывается. Она не может меняться в зависимости от желания органов местного самоуправления какой‑либо территории. Логика здесь проста. Остановить или притормозить строительство дорог – значит отстать во всех других направлениях. Но говорить, что роль местных органов самоуправления в решении таких важных вопросов игнорируется, было бы неправильно. Большую роль играет инициатива, напористость, последовательность местной власти в отстаивании интересов территории.

Что касается газификации, реализации программы «Чистая вода», в прежних публикациях в районной газете эти вопросы освещались достаточно подробно. Напомню лишь, что газификация района идет достаточно динамично. По программе «Чистая вода» многое сделано и в отдаленных населенных пунктах: пробурены скважины, проведена разводка.

– Бюджет Вагайского района, как практически большинства муниципалитетов, дотационный. Между тем часть полномочий передана на муниципальный уровень. Как в таком случае решается финансовая проблема?

– Действительно, наш бюджет дотационный. Но политика органов законодательной и представительной власти области такова: переданные на муниципальный уровень полномочия обеспечиваются в потребном объеме финансами. Когда принимаются такие решения, предварительно соответствующие ведомства все тщательно просчитывают и подкрепляют необходимыми средствами. В то же время часть полномочий районов перешла на областной уровень. Такое решение принято в связи с тем, что серьезные проблемы власти районного уровня просто не под силу.

И еще одно замечание к вопросу о дотационности района. Государственная власть отвечает за каждую территорию, у нее есть социальные обязательства перед населением, поэтому, если даже собственных средств недостаточно у района, он будет субсидироваться все равно.

– У районной думы есть право законодательной инициативы, с которой она может выйти на думу областную. В практике работы Вагайской думы были ли случаи, когда она воспользовалась этим правом?

– В практике моей работы был такой случай. Жители села Ново-Петрово обратились с просьбой отнести их населенный пункт к Аромашевскому району. Решение этого вопроса относится к компетенции областной думы. Прежде чем выйти в облдуму с этим вопросом, депутаты всесторонне его обсудили, съездили в Ново-Петрово и с этой законодательной инициативой вышли на областной уровень.

– По традиции, Ваши пожелания вагайским коллегам.

– В преддверии Дня местного самоуправления поздравляю всех тех, кто в нашем районе осуществляет народовластие, всех инициативных, неравнодушных жителей района с праздником. Только совместными усилиями можно решить наши общие проблемы и достичь главной цели – развития нашего района. Желаю крепкого здоровья, благополучия, успешного служения выбранному делу, депутатам районной и сельских дум – успехов в нормотворческой деятельности. С Днем местного самоуправления!

Автор: Ильдар ГАЙСИН